– Для учителя каждый ученик – будущий президент, – считает академик РАО Михаил Щетинин, директор Русской Родовой школы в поселке Текос Краснодарского края. С ним побеседовала Ольга Мариничева в 1999 году.
– Миша, когда ровно двадцать лет назад я впервые писала о тебе в «Комсомолке», тогда ты руководил первой в Советском Союзе школой-комплексом в поселке Ясные Зори на Белгородчине, то закончила, если помнишь, этот очерк (он назывался «Из опыта своего детства») такими словами: «Щетинину сейчас 33 года. И я знаю: все, что я видела в Ясных Зорях, – это присказка. Сказка у Щетинина – впереди». Потом были разгром Ясных Зорь, твоя статья в «Новом мире», вызовы на ковер в ЦК КПСС, рассыпали набор твоей книги, затем Украина, школа в селе Зыбкое Кировоградчины, на родине Сухомлинского... Опять разгром, поиски новой школы и, наконец, станица Азовская Краснодарского края, из которой часть учителей и учеников переехали сюда, в Текос... И вот – Текос. Русские терема со звездными куполами, страусиная ферма, собственное соевое и козье молоко, художественные мастерские и много чего еще... Если Ясные Зори мне виделись твоей цветущей весной, Зыбкое – осенью, то здесь, в Текосе, мне кажется, ты перескочил сразу в лето – зрелое, плодоносящее. Это и есть твоя Сказка?
– Знаешь, чувство у меня такое, что это еще даже не зрелость, а наше новое изначалье. Будто мы стоим у истока новой, большой дороги...
– Что ж, получается, Вечная Весна?
– Выходит, что так. Так ведь и каждый человек – Вечное Изначалье. И вечный Итог, и – Вечный исток. Имею в виду Родочеловека – на этой теории, концепции, философии (назови как хочешь) поставлена наша новая, Русская Родовая школа.
– Пожалуйста, расскажи мне и нашим читателям об этой твоей новой философии. Хоть это, быть может, трудное и долгое чтение...
– Изволь. Вот слушай.
Сама мысль о том, что человек есть часть Великого Космоса, настраивает на раздумья о том, что в человеческом «Я» должно быть, по выражению Вернадского, «космическое нечто», обеспечивающее его активное существование во всем безграничье космической реки жизни. Жить в Космосе – значит понимать и нести в себе его устройство, ясно знать законы его движения, смысл его существования и владеть способами существования в нем.
Пространственные масштабы Космоса, равные безграничью, его жизнь во времени, равная вечности, нескончаемость изменений, происходящих с каждым из составляющих его элементов, подводят человека к необходимости не только знать обо всем, что происходит в Космической реке жизни, но и участвовать в ней деятельно, точно соответствуя ее устремлениям в каждое мгновение космических процессов. Все это предполагает наличие в человеческом «Я» такой мощи способности схватывать, «снимать» бесчисленные сигналы безмерного космоса, иметь внутри себя такую «базу данных», которая бы позволила мгновенно и точно отвечать на постоянно меняющуюся космическую информацию, что невольно мыслящий об этом подходит к выводу:
1) «Космическое нечто» есть некая матричная информационная структура, порожденная, выпестованная биллионами тысячелетий жизни человека, который, таким образом, не может представляться нам как существо, ограниченное жизнью одного века, одного колена и тем более несколькими годами или десятилетиями. Человек – дитя Вечности, и потому он есть сам род, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования.
2) Человек как Род не может сколько-нибудь полно вместиться в искусственный, безличностный, познавательный поток, организованный современной школой в расчете на существо одноколенное, частичное, маленькое, примитивное. И потому Ребенок – Гигант – Родочеловек бунтует, протестует, отвергает, таким образом, выступая как антипод социальной среде, обществу, с которым его так странно готовят работать и жить. Школа Родочеловека должна быть подготовлена Родочеловеком. А потому дети должны стать, как и взрослые, учителями-исследователями, творцами школы Родочеловека, а взрослые, как и дети, должны стать учениками в сотрудничестве с детьми этой моделируемой образовательной системы.
Отсюда принципами Родовой школы должны быть:
1. Принцип народности или Родообразности. Язык, народная песня, танец, ремесла, обычаи, традиции, боевое искусство, изобразительная, звуковая, двигательная культура – все то, что составляет понятие «народ», – есть живительные условия врастания ребенка – Родочеловека в мир, освоенный Родом, представленный, развернутый в нем и через него.
2. Принцип истинодержавия или смыслосоответствия. Истина есть Любовь. Ибо Аз есмь Истина, говорит Господь. Смысл всех космических процессов сводится в конечном итоге к достижению полного взаимосогласия всех, составляющих все, т.е. Любви или Истины. Все, чем живет школа, каждый закон физики, химии, математики, биологии, открываемый ребенком вместе со взрослым, должен полностью выстраивать его отношение с миром и самим собою. Лишь в этом случае школа соответствует смыслу жизни ее ученика. Устремление к Истине, к согласованному праведному существованию в мире, истиносоответствие поступков, – атмосфера, в которой только и может развиваться здоровая, нравственная, духовная личность.
3. Вневозрастной принцип существования. Родочеловек возраста не имеет. Память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная, как нам кажется, в понятиях: совесть, искра Божия, матричная основа личности, дух – бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом при условии опоры на него, обращения к нему. Нам видится, что деление коллектива по возрастам устанавливает доминантность одноколенного человека, опыта его только одноколенной жизни, тем самым отсекается память Рода, космизм знаний, наличествующих в человеке. Принцип вневозрастности утверждает в ребенке Древнего человека, переводит акценты с тела малого на Дух Велик.
Вневозрастной коллектив берет на себя задачу сотворения самой системы образования, распределяет и перераспределяет роли между членами коллектива в зависимости от качества и особенностей результатов труда, особенностей характеров, их склонностей и т.п., но ни в коем случае не по возрастным данным. Пращур словом не играл. Словом пращур отмечал сущностное в каждом наблюдаемом им явлении, предмете, процессе. В пользу вневозрастности коллектива говорят понятия: дети, деди, деды. Как видим, одним именем звались представленные нам, веку данному, края родового древа: дети, деди, деды. Тем самым как бы подчеркивается сущностное единство дитя с дедом... Говорить с ребенком, как с дедом, значит говорить с ним. Нам видится, что детское равно всегда безмерно масштабному. Главная отличительная черта детства – безмерность масштабов устремлений, которые мы часто определяем как максимализм. Не охватывая своим воображением масштабы детского мышления, мы, защищаясь, оглушаем детей, заставляем их кривляться, уводим их в куклоподобность, минимизируем их.
4. Принцип информационной чистоты и ясности.
Мир – поток слова Божьего. Pantareimerem Слово, легко ложится на душу мысль о том, что все, что есть, – информационно и все, что есть, информирует. Две аксиомы: космос – система и космос безбрежен – невозможны без третьей и четвертой:
1) Космос невозможен как система без взаимоинформированности составляющих его элементов.
2) Невероятность масштабов космических пространств возможна лишь при условии гармонии, взаимосогласованности движений по Единому Смыслу, по Единому образу пути, принятым всеми как непререкаемая, неразрушимая константа.
Принятие внутрь себя смысла пути Единого каждым составляющим Единое обеспечивает жизнь и элемента, и системы элементов. Принятие смысла каждым – условие взаимосогласованности их как системы. На этом строилось на Руси вече, на этом держалась казачья лава, на этом строился и строится любой народ как единое целое, это условие существования любого организма, любого тела, любого микро- и макросимбиоза. Принятый внутрь смысл Единого, его образ, видимо, и есть то, что мы обнаруживаем всюду как свое, подобное себе.
Это подобное всем в нас роднит нас, соединяет со всеми, а всех соединяет с нами Знание, и чувство в себе смысла Единого позволяет человеку читать книгу звезд и жить по прочитанному в звездах в одной лаве с ними...
– Ты все о звездах, а я вспомнила, как на каком-то очередном твоем разносе в академии еще советских времен бушевали речи и страсти, а ты сидел с совершенно отсутствующим лицом и – улыбался, глядя себе спокойненько в какой-то листок бумаги. Я подсела, сунула нос – гляжу, а это письмо твоей школьницы, какой-то малышки, где она спрашивает тебя о каких-то лучиках во Вселенной... И ты мне тут же на ухо стал горячо шептать свой ответ ей об этих самых лучиках... Со стороны посмотрел бы кто: ни дать ни взять блаженный... Кстати, тут одна наша с тобой общая знакомая добавила свой штрих в многоголосье московских слухов и сплетен о тебе (одни называют тебя сектантом, другие – православным ортодоксом, одни – фашистом, сионистом, другие – антисемитом, «коммуняком», третьи, четвертые – магом, колдуном, а то и просто ряженым и шутом гороховым, всех не перечислишь...). Так вот эта дама добавила: «Щетинин – святой. И дети у него – святые. Но вот живут они на своем вымышленном острове, а вокруг ведь – враждебный, реальный океан!» Может, она имела в виду многочисленные покушения на тебя, о которых мне рассказали твои учителя и ребята, из тебя ведь самого слова об этом не вытянешь... Так что же – очередной сказочный остров, очередная мадам утопия-с?
– Нет, мы не остров. Мы и есть – сам океан. Как и каждый человек – океан. А что святые... Так что плохого в святости? Опять же каждому, кто пожелает, эти двери открыты...
– Вот тут как раз мне показали очередной опус в местной печати очередного твоего разоблачителя, православного батюшки (явно заказанный «сверху» – не партийного начальства, так теперь церковного? казачьего?) под названием «Крысолов с баяном» – что ты сектант, у тебя тоталитарная секта местного масштаба...
– Я, ты знаешь, статью его не читал. Жалко его прихожан – батюшка, а такой злой...
– А я прочла. И, знаешь, он явно не справился с заданием, под перечисленные признаки тоталитарных сект (они взяты из недавнего отчета Института судебной психиатрии имени Сербского, я с ним знакома) материал, собранный в твоей школе, попросту не подходит ни под один признак, они приведены в статье чисто декларативно. То есть, с точки зрения журналистики, это полный крах.
– Что не помешало самому батюшке или, скорее, редакционному казачьему начальству (это газета казачья) тут же положить статью на стол, как мне уже сообщили, всем первым лицам края...
– Да Бог с ними со всеми. Мы с тобой и твоими школами еще и не то переживали! И вообще, Щетинин, как же это твои казаки да под «мужицкие песни» (так сказано у автора «Крысолова...», я не виновата!) пляшут?!
– Да вот пляшут, каюсь... Видишь, на этой эстраде постоянно идут все лето занятия: то народные танцы, то рукопашный бой. Казаки-то наши – самые настоящие!
– А я в Москве наслушалась, что они все вместе с тобой – ряженые...
– Горько это слышать очень, тем более от бывших друзей... Ну да Бог их простит. Ну а на самом деле ребята из нашей казачьей сотни – нарасхват. На всех праздниках их вперед выставляют. У нас ведь, кроме танца и боя, – постоянные занятия по строевой подготовке.
– Я заметила, что казачий лексикон у тебя стал наизлюбленным: «казачья лава», «казачий народ в народе»... Мне рассказали твои учителя или ребята (их ведь у тебя не сразу отличишь друг от друга, ребята есть по 15 лет – уже педагоги, уже чуть ли не закончили педвуз...), что Николай Бурляев для своего фильма о казаках приезжал снимать именно твоих ребят.
– Было такое дело. Вообще Коля Бурляев и его жена Наталья Бондарчук (автор видеофильма о нашей школе) – наши давние друзья и всегда желанные гости.
– Я смотрю, те дни, пока я у тебя гощу, поток людей, гостей со всей России и даже стран СНГ не иссякает...
– К нам очень много привозят детей из самых разных мест – и из тайги, и из пустыни, и из сел, и из городов, включая Москву. Порой без всякого предупреждения, тогда мы вынуждены отказывать или просить подождать, ведь мест катастрофически не хватает, мы ведь числимся на балансе местного и федерального бюджета (как государственный лицей-интернат в ранге экспериментальной площадки Минпроса), у нас всего 350 мест, включая взрослых и детей.
– Секта не секта, но то, что вы община, – это факт.
– Согласен.
– Община родочеловеков... Кстати, когда мой коллега Валерий Хилтунен спросил нескольких москвичей, учащихся у тебя, не хотели бы они вернуться в Москву, те ответили: «Если позовут в правительство или еще куда». Это что, высокомерие? Я слышала от ребят, что у вас в школе – все гении...
– Это нормально. Для учителя, я считаю, каждый его ученик – это будущий президент, никак нельзя иначе.
– Кстати, как ты относишься к нашей идее с «Новой газетой» и журналом «Огонек» о возрождении Царскосельского лицея пушкинской поры в виде ассоциации школ, готовящих выпускников с той же целью, что и Царскосельский лицей, сформулированной еще Сперанским: подготовка юношества (заметим, с 12–13 лет, «пока сердца для чести живы»), особливо предназначенного для особо важных сторон службы государственной?
– Думаю, мы с ребятами и учителями обсудим эту прекрасную идею и войдем в ассоциацию.