В канун нового учебного года журналист и мама троих детей Дина Бойко рассказала в Фейсбуке о том, почему её старшие дети Алиса и Мартин останутся на семейном обучении.
Так получилось, что я весь август консультирую друзей и незнакомых людей, отвечаю на вопросы о семейном обучении. Всегда рада помочь, поделиться опытом. Здесь тезисно напишу последние новости нашего семейного обучения.
- Учиться так дети будут четвёртый год. И это одно из лучших решений в жизни. Я по-прежнему это чувствую.
- На семейном обучении реально сделать индивидуальный график. Реально много учиться и много отдыхать.
- Если заниматься большую часть времени любимым и интересным, остаётся много сил и на нелюбимые предметы.
Они есть у всех, это не недостаток детей и не признак того, что и семейное обучение не поможет вашему ребёнку.
- Алиса (12 лет, Прим.ред.) весь прошлый год училась в школе Internet Uruk, тариф «С учителем». Смело рекомендую эту школу: уроки хорошие, расписание удобное, домашнее задание в самый раз для современных детей.
- Были переживавшие (в основном незнакомые комментаторы) насчёт уроков труда, физры и музыки у моих детей. Эти уроки не предполагает никакая дистанционная школа.
Готовить дети научились, вышивать и вязать тоже, лотки кошачьи чистят. В общем, домашний труд освоен. Мы наконец-то нашли идеальный для неспортивного Мартина вид спорта — лонгборд. А ещё Андрей включает в машине классическую музыку, и к концу года все начали отличать Грига от Баха, а Шопена от Листа. Даже я, вообще не различающая звуки музыкальных инструментов.
- Социализацией дети забиты под завязку. А если серьёзно, то у Алисы 6 занятий в неделю: театр, фитнес/танцы, теннис.
Мартин (10 лет, Прим. ред.) ходит только на робототехнику раз в неделю. Пробуем и другое, но на Мартина сложно угодить. Он интроверт, не нуждается в общении целыми днями, и я его понимаю. Толкать в коллектив ради коллектива точно не буду. Много ли теряет мой сын? Однозначно, нет.
Но это все, друзья мои, не главные плюсы семейного обучения. Настоящий плюс в другом.
Мне сложно это сформулировать словами, настолько это тонкие процессы. Но все же постараюсь.
Я вижу, что дети постоянно в ресурсном состоянии. Это не порядки типа «уставший/отдохнувший», а другое.
Например, летом они очень рано вставали (Мартин мог завести будильник на 5.00, чтобы чем-нибудь позаниматься. Чем-нибудь — это прочитать очередную книжку, испечь пирог или собрать механические часы из Лего.
Я вижу, что их процесс получения знаний не разделён рамками, им не нужен внешний цензор. Это непрерывный процесс, если хотите, образ жизни. И я очень этому рада.
Сама я все лето занималась английским, начала говорить на испанском и прочла больше десятка книг (не сочтите за хвастовство, контекста ради). А я ведь нигде не числюсь как студент или ученик. Вот это удовольствие от учебы и получения знаний я и стремлюсь передать детям. И также хочу, чтобы диплом, сертификат, грамота или оценка не становились для них целью учебы.
Как обычно напомню.
Я не агитирую за семейное обучение. Это точно подходит не всем детям и не всем семьям.
Я уверена, что есть хорошие школы, и точно знаю, что есть талантливые учителя. Но в нашем случае и для наших детей семейное обучение оказалось в самый раз.
Когда дети только начали так учиться, я честно написала в своём блоге, что это эксперимент. И меня обвиняли, что учеба детей — не повод для экспериментов. Но то, что моих детей ждало бы в школе, я и так знала. А семейное обучение действительно было экспериментом, который удался.