Учителя // Колонка

Почему репетитором для ребенка не может быть педагог из его школы?


Почему репетитором для ребенка не может быть педагог из его школы?
Фото: nesatkilic.com

В настоящее время наблюдается высокий спрос на услуги репетиторов. Такая ситуация сохраняется с позднесоветского периода. Платежеспособные родители ищут возможности привлечения репетиторов для своего ребенка, рассматривая это, как правило, в качестве механизма обеспечения высоких результатов итоговой аттестации.

Особо примечательной является ситуация, при которой образовательная организация или педагогический работник прямо или косвенно принуждают своих же учеников к «углубленному» изучению предмета за деньги.

При этом предмет преподается в рамках реализации основной образовательной программы, оплаченной из соответствующего бюджета.

Таким образом заведомо формируется дополнительный фактор неравенства с точки зрения доступа к качественному образованию. Конкурсный доступ к бесплатному высшему образованию коррелирует с возможностью родителей по найму квалифицированных репетиторов.

Неравные стартовые возможности в сфере образования, как и неравный доступ к иным благам, нарушают предусмотренные частью 2 статьи 19 Конституции РФ гарантии равенства прав и свобод человека независимо от имущественного положения.

В связи с этим возникает вопрос о том, насколько в современной ситуации эффективны законодательные меры противодействия принуждению к «углубленному изучению предмета». Один из таких механизмов – комплекс норм, регламентирующих конфликт интересов педагогического работника.

Согласно подпункту 33 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», конфликт интересов педагогического работника –ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами ученика и его родителей (законных представителей).

При наличии конфликта интересов педагогическому работнику, осуществляющему образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя,запрещено оказывать платные образовательные услуги ученикам в образовательной организации (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В свою очередь ученики и их родители, согласно статье 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или отсутствии конфликта интересов педагога. Решение этой комиссии является обязательным для всех и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Таким образом, имеет место быть законодательный запрет и механизм, обеспечивающий возможность предъявления претензий со стороны лиц, права которых нарушаются.

Отсутствие значимой судебной практики по вопросам конфликта интересов педагогического работника может свидетельствовать об эффективности вышеприведенных норм, применяемых на уровне образовательной организации таким образом, что возможные споры не выходят за рамки ее деятельности.

С другой стороны, возможно предположить, что нормы о конфликте интересов эффективны в ситуации, когда к получению платных образовательных услуг по своему предмету принуждает конкретный преподаватель. В ситуации, когда прямым или косвенным (в виде бездействия) союзником педагога выступает образовательная организация, использование такого рода норм будет неэффективным с точки зрения защиты прав учеников и их родителей.

Также нельзя исключать ситуацию, когда сами родители заинтересованы и призывают педагога, который ими воспринимается как высококомпетентный, к «углубленному» изучению предмета.

Такого рода мотивация родителей, конечно, может быть следствием манипуляции со стороны педагога.

Тем не менее здесь следует принимать во внимание то, что родители принимают самостоятельные решения по собственной воле и в своем интересе. Для принятия обоснованного решения необходима максимально полная информация, в том числе информация о возможностях защиты своих прав. Такого рода информацию для родителей должна предоставлять в первую очередь сама образовательная организация и органы управления образованием.



Новости





























































Поделиться