Качество образования // Колонка

Всем ученикам нужна похвала, а ещё больше – признание

Основатель и генеральный директор компании MAXIMUM Education Михаил Мягков о том, как мотивировать подростков. Часть 2.

Всем ученикам нужна похвала, а ещё больше – признание
Фото: gtrk.tv

Сложно найти цель, когда ребенок ничего не хочет. Что можно сделать в этом случае?

По нашему опыту работает позитивная мотивация - похвала. Давайте будем честными: всем нам нравится, когда нас хвалят. И, по опыту, человек продолжает делать именно то, что у него хорошо получается.

Но похвала может быть разной. Хочу обратиться к одному исследованию, которое было проведено в 2004 году Калифорнийским технологическим университетом.

В эксперименте участвовало 1000 американский семей старшеклассников, которые сдавали SAT - выпускной экзамен. Семьи принадлежали к одному социальному слою, ребята в этих семьях имели примерно одинаковый уровень знаний. Семьи разделили на две группы по 500 человек.

Единственная разница между двумя категориями семей была в том, что в первой мамы говорили детям: «Ты у меня очень талантливый, ты всего добьёшься» или «Посмотри на папу, папа успешный, потому что папа умный, и ты у нас очень умный, поэтому всего добьёшься», то есть в этом случае родители отмечали врождённые качества, которые либо есть, либо их нет, те качества которые ребёнок не мог контролировать. Во второй категории семей мамы говорили: «Посмотри на папу, папа у нас успешный, потому что очень трудолюбивый, и ты всего добьешься, если будешь работать».

В конце года посмотрели на результаты, оказалось, что дети из 2 группы сдали экзамен практически на 10 баллов лучше. Конечно, я не призываю отказаться от комплиментов первой группы. Они приятны, но их польза, как от конфетки, непродолжительна, и на них очень сложно построить систему мотивации.

Исследование было продолжено через 10 лет после того, как дети сдали SAT, и цифры оказались фантастическими: из второй категории только 26 человек обратились к психотерапевтам, в первой же группе эта цифра была близка к 100.

Объяснение этому простое: когда у молодых людей из первой группы возникали жизненные трудности, например, они не могли преодолеть важное собеседование или экзамен, они приходили к противоречию: либо то, что мне говорили мои родители про то, что я умный - неправда; (Вариант плохой, и что делать непонятно), либо я всё-таки умный, но мир вокруг несправедлив, и опять же как выходить из этой ситуации непонятно. Что же думали молодые люди из второй категории? Недоработал, мало приложил усилий, нужно поработать больше.

Значит нужно хвалить, но правильно. Например, учитель может оценить и похвалить (всегда можно найти за что) в рамках общего разбора результатов в классе, а также посредством индивидуальной оценки прогресса.

Не забываем, что похвала нужна всем ученикам. Зачастую учитель перестает хвалить учеников, которые постоянно получают 5, потому что это начинается восприниматься как должное. Но на самом деле им еще больше нужно наше признание.

Обычно результаты работы выдаются самим ученикам, и на этом всё заканчивается. Конечно, оценка сама по себе даёт ученику информацию, но часто полезным бывает выписать на доске результаты всего класса, не поименно, конечно, а в виде статистики – среднее, кол-во разных оценок, другие параметры, которые посчитаете нужными. Ученикам будет интересно посмотреть на статистику других классов или даже параллели, а может быть и других школ. Это даст ученикам более точную информацию насчёт того, что результаты тестов означают. Это всегда вызывает в классе интерес. К тому же соревновательный элемент время от времени стоит использовать при работе с классом.

Например, такой разбор даст понять трём самым слабым ученикам, что они заметно отстают на фоне класса по проверяемой теме, а также эти результаты дадут вам отличную возможность поговорить о важности знания, например формул (если речь идет о точных предметах), ведь ошибки в формулах – это ошибки, которых можно избежать, если вложить больше сил в подготовку.

Или по результатам теста по математике, например, пообещать на следующем занятии проверить знание тригонометрических формул в формате командной игры. Так и ученики будут знать, к чему готовиться, и увидят, что вы не просто придумываете, чем бы заняться, а берёте в расчёт то, что происходит именно с ними.

Ещё один приём работы с результатами проверок в классе – предоставить результаты и некоторые дополнительные данные ученикам и попросить их самих подумать и рассказать, что эти результаты означают и как стоит скорректировать дальнейшее обучение, беря в расчёт полученные результаты.

Например, те же результаты могут быть исходной точкой для того, чтобы ученики сами указали на важность знания формул и на то, как просто решается эта проблема. А ещё можно предложить им самим подумать, как можно исправить те недостатки, которые показывают результаты теста. Поверьте, ученикам будет не только очень интересно об этом подумать и подискутировать, но вы ещё и увидите повышенную мотивацию, когда будете проводить ту часть занятия, которую они сами признали необходимой в процессе дискуссии.

Насчёт публичного оглашения «победивших и проигравших» понятно, что это стоит делать не всегда и не со всеми.

А вот на личном уровне пообщаться с учеником по результатам его теста поможет ему и вам лучше понять, какие проблемы существуют и как улучшить положение. Не говоря уже о том, как такая беседа повлияет на ваш образ и на мотивацию ученика. Не обязательно после каждой проверочной говорить со всеми учениками, но, если вы будете делать это с несколькими (и не с одними и теми же), то ваши отношения с классом выйдут на новый уровень. Говорите не только о проблемах и не только с учениками, результаты которых нуждаются в улучшении. Сильные ученики, которые всё понимают и решают, также нуждаются в вашем внимании и признании, как и слабые.

Оценить результаты обучения может и сам ученик. Мы практикуем в работе с ребятами рефлексионный опросник. В нем содержатся вопросы на то, как он понял пройденный материал. Также мы добавляем более сложные вопросы на саморефлексию: «Чему ты научился за эту четверть?» или «Какие задания для тебя были самые сложные?». Это хорошее упражнение, которое будет учить ребенка самооценки, а не ориентироваться только не внешние баллы. Рекомендую провести такой эксперимент в классе.

Можно еще попросить ребят построить индивидуальные таблицы или графики при разборе какой-то контрольной. Они смогут наглядно увидеть, с какими темами у них все хорошо, а с какими не очень.



Новости





























































Поделиться