Экспертное мнение // Тема дня

Это какая-то чушь: Эксперты отреагировали на критику МЭШ

Игорь Реморенко, Александр Молчанов, Михаил Кушнир и Павел Северинец прокомментировали петицию, появившуюся в сети.

Это какая-то чушь: Эксперты отреагировали на критику МЭШ
Фото: Zelao.ru

Документ под названием «Беспощадный эксперимент системы образования. Защитим здоровье детей!» был опубликован на портале change.org. Создатели петиции требуют отказаться от электронных экспериментов в образовании. По просьбе портала «Вести образования» эксперты прокомментировали критику.


Игорь Реморенко, ректор МГПУ

«Ничем не обоснованная критика выглядит как во времена, когда боролись с шариковыми ручками, настаивая вернуть в школы перьевые»

Это, конечно, какая-то чушь. Regnum давно последовательно критикует МЭШ. Но критикует то, чем МЭШ вообще не является. Электронные доски, планшеты - всё это совершенно вторично. Самое главное там - сервисы по разработке и обмену сценариями уроков, электронные дневники и журналы, собираемые данные. Вот это надо обсуждать.

А сейчас дурная, ничем не обоснованная критика выглядит как во времена, когда боролись с шариковыми ручками, настаивая вернуть в школы перьевые. Бред. Доски ли, проекторы ли, планшеты ли - всё это в любом случае будет в школах. Рано или поздно. С этим бороться бессмысленно. Куда важнее обсуждать учебное программное обеспечение - а чему конкретно эти гаджеты учат, получается ли делать уроки более интересными, лучше ли дети достигают образовательных результатов? Вот в чём ключевые вопросы. А электронное оборудование в школах всё равно будет, как и в любой другой сфере деятельности. Этого не избежать.

Александр Молчанов, основатель Е-проф профессиональное электронное образование

«Большую часть петиции надо транслировать родителям, которые сызмальства дают детям гаджеты, чтобы они им не мешали»

Читаю петицию и удивляюсь. Она в большей степени написана не для школы, а для самих родителей. Давайте посмотрим на нее внимательно и определим, что же в ней не так. Любой проект, реализуемый в сфере образования, должен соответствовать множеству документов, начиная от закона об образовании и заканчивая СанПиНами и локальными актами школы, которые только могут усилить федеральные и региональные требования, но никак не упростить их. Авторы петиции указывают на доказанность вреда электронных устройств, но опасность при работе с электронными устройствами ненамного больше, чем опасность при работе с ножовкой, стамеской, шуруповертом на уроке технологии.

Любой предмет в школе, даже острый карандаш, может быть очень опасен, давайте тогда запретим и карандаши.

Особо хотелось бы отметить, что обновление поколений гаджетов происходит так быстро, что за это время все исследования, которые проводились на старых моделях устройств, могут считаться устаревшими, поскольку в устройстве меняются все критические параметры от быстродействия, яркости и контрастности до способа отображения информации. При этом производители постоянно улучшают характеристики устройств, в том числе и их безопасность (как по электромагнитному излучению, так и по безопасности для глаз). Особо отмечу, что использование устройств в школе более безопасно, чем где бы то ни было, ведь школа не имеет права приобрести оборудование, которое не соответствует требованиям санитарных норм для образовательных организаций и требованиям Росстандарта. Чего нельзя сказать о родителях, покупающих устройства неизвестных производителей без соответствия требованиям СанПиН и Росстандарта. В петиции обращается внимание на необходимость применения гаджетов на протяжении целого дня. Здесь также хотелось бы отметить, что основной вопрос сегодняшнего дня стоит несколько иначе, чем «дети целый день занимаются в гаджетах». Я давно наблюдаю за школьниками, которые, начиная с начальной школы, играют в смартфонах, смотрят мультики и фильмы, общаются в соцсетях. То есть дети почти целый день находятся в устройствах, в том числе и на уроках.

Так что же плохого в том, что часть этого времени дети будут проводить в гаджетах за учебными действиями?

На мой взгляд, от этого будет только польза. Также особо хотелось бы отметить, что никогда учителя не используют устройства на протяжении всего урока, ведь на уроках постоянно меняются виды деятельности, постоянно меняются способы вовлечения детей в учебную деятельность, следовательно непрерывная работа с гаджетами дозируется по времени, равно как и не бывает постоянной работа с тетрадью и учебником на уроке. Особый интерес представляет раздел петиции про измерения излучений… Честно скажу, окидывая взглядом комнату в квартире, не могу сказать, что квартира явно безопасней школьного класса – те же высоковольтные провода к электрической печке, вайфай-роутер, принтер, компьютер, телевизор, свч-печь, холодильник и многое другое. Так безопасен ли наш дом, который никто никогда не проверял на излучение? Или безопасна школа, где постоянно проводятся обследования соответствующими службами ежегодно, перед началом учебного года? Таким образом, большую часть петиции надо транслировать родителям, которые сызмальства дают детям гаджеты, чтобы они не мешали взрослым заниматься своими делами за играми или просмотрами мультиков, а не школе, которая стремится изменить отношение к гаджетам, превращая их в учебный инструмент, а не в центр развлечений.

Михаил Кушнир, советник «Лиги образования»

«Обвинение цифровых технологий во вреде – идиотизм»

Не люблю бесноватых, даже когда они пытаются бороться со злом. «Цель оправдывает средства» – не мой лозунг. Я за здравый смысл и достойные средства. Обвинение цифровых технологий во вреде – идиотизм. Вредно даже молоко, если его использовать безграмотно. Утверждение о доказанности вреда цифровых устройств и технологий – гнусный обман. Все с точностью до наоборот – ни одно исследование не показало его вреда. Есть люди, которые специально этим занимались – сбором результатов проверки подобного бреда. Факт использования компьютерной техники в школе на протяжении уже более 30 лет без видимых вредных последствий (причем на заре она была несопоставимо менее качественная, чем сейчас) наглядно доказывает этот наглый обман. Откуда он, пусть психологи копают.

Я за подобными потугами вижу попытку маскировать цифровую некомпетентность авторов.

МЭШ – зло. Но не цифровыми проявлениями, а административными. Все, что мог сделать, чтобы воспрепятствовать этому злу, я сделал. Не победил. Но рядом с бесноватыми вставать не стану. Что готов поддержать, но лишь отчасти – соблюдение норм СанПиН. Школа обязана их соблюдать, хотя жизненный опыт заставляет сомневаться в их обоснованности. А в отношении некоторых, даже в реалистичности – есть нормы, которые тоже административный бред. Подписанты искренне считают, что упомянутые симптомы – именно из-за работы с цифровыми устройствами? Мне очень интересно, они соблюдают все санитарные нормы дома в отношении телевизора, доступа к электронным устройствам, чтению книг, сидению за столом...?

Павел Северинец, директор школы № 444

«В обществе всегда есть та часть, которая выступает против любых изменений и модернизации»

Петиция содержит эмоции, а не доказательства. К сожалению, отсутствуют ссылки на исследования, откуда взяты данные о вреде электронных средств обучения. Где данные социальных опросов о том, что люди выступают против, о покраснении глаз, головных болях и прочем ухудшении здоровья детей? Как показывает опыт, в обществе всегда есть та часть, которая выступает против любых изменений и модернизации. Однако прогресс остановить невозможно.



Комментарии экспертов

Новости





























































Поделиться