На этой неделе в школах отгремят последние звонки, а это значит, что учебный год подходит к концу. Впереди – ЕГЭ, выпускной и поступление в вуз. Всё это давит! Давит на одиннадцатиклассников и их родителей, которые последние пару лет только и думали о том, как пережить один из самых сложных этапов жизни (ну по крайней мере им так кажется). Мы поговорили с выпускниками и родителями московских школ об их ощущениях, переживаниях и, конечно, планах на будущее.
Мария Русанова, лицей НИУ ВШЭ, класс 11 «Г2»:
– Я считаю, что школу закончила два года назад, в девятом классе. Слез было мало, потому что впереди был Лицей.
А Лицей – огромный островок, о котором можно говорить много, но я всё-таки не буду. Скажу только, что чувствую: я в нём остаюсь разными-разными следами и кусочком себя тоже. То есть Лицей для меня точно не заканчивается, как и для многих выпускников.
Подготовка к ЕГЭ сейчас – «жуткая мочалка». У меня дёргаются мышцы на руках и ногах второй месяц, а сейчас опять пропало желание вставать с постели, с которым я боролась несколько месяцев. Кажется, что ничего не знаешь, путаешься. Существуешь в режиме выживания: господи, дотянуть бы до вечера. Иногда не дотягиваю и срываюсь в прокрастинацию, которую пытаюсь перевести в вынужденный отдых. Это правда тяжко, и правда иногда кажется, что это тянется вечно. Но частично это так и есть: все выпускники переживают пролонгированный стресс. Длится он долго и только возрастает, а сейчас, к сожалению, достигает пика, и это правда невыносимо.
У меня есть запасные варианты на разные случаи, но это лишь на немного снижает уровень стресса из-за массовой истерии вокруг.
Я пока удалила инстаграм в телефоне, чтобы не видеть эти stories, в которых сверстники кричат о ЕГЭ. Плохо сейчас всем, но лишний раз видеть это не хочется.
Я знаю, что после все будет хорошо. Потому что, опять же, есть разные варианты. Знаю, что буду много гулять в лесу, кутить, любить. Знаю, что буду работать. И знаю, что это все скоро закончится. Господи, надеюсь, что закончится.
Даня Зубков, школа № 2200, класс 11 «Б»:
– К ЕГЭ я готовлюсь год с репетиторами. На каждый день какое-нибудь занятие да стоит, а если и нет, то занимаюсь сам. Тем не менее не корячусь над вариантами 24 часа в сутки, считаю, что отдых необходим, какой бы он ни был. Касательно ожиданий и переживаний – все более-менее спокойно. Я более чем уверен в том, что приложил максимум своих усилий. Больше всего я переживаю даже не от того, напишу ли я его достаточно хорошо или нет, а от того, подведу ли я свою семью или устрою для неё лучшую жизнь. В любом случае, думаю, я найду выход. ЕГЭ – не конец жизни, через него проходят все, и никого он пока ещё не убил.
Фёдор Тормосов, лицей НИУ ВШЭ, класс 11 «Г1»:
– Вообще, мне кажется, тут всё упирается в то, чтобы найти своего репетитора. Мне повезло, сдаю английский, обществознание и русский, – нашёл преподавателей ещё в июне, в июле уже начал заниматься обществознанием и английским, с октября – русский. Важно, чтобы был преподаватель, который ведёт на протяжении всего года, хорошо, если находишь учителей через знакомых, прекрасно, если педагоги ещё и знакомы между собой (но это, скорее, редкость), знают сильные и слабые стороны, могут сообща что-то подкорректировать.
У меня, например, были жуткие проблемы с пониманием смысла текста, просто не мог найти ответы, которые даны в тексте, а этот навык нужен во всех трёх предметах. Сейчас этой проблемы вроде бы нет. Очень нравится формат групповых занятий, наверное, подходит не всем, но меня прямо-таки стимулирует учиться, да и время не так мучительно идёт, я бы даже сказал, что три часа (столько занимаюсь обществознанием и русским один раз в неделю) проходят очень динамично.
Сам по себе 11-й класс на удивление спокойный. Надо держать в голове, что не всё зависит от тебя. Наметить цель, но доверять судьбе, что ли. Продолжать участвовать в разных активностях, профессионально развиваться. ЕГЭ не должно становиться чем-то, во что всё упирается. В декабре запустил сезонный магазин – продавали подарки под новый год, в марте разработал проект для конкурса социальной рекламы LIME, в апреле провели «Исповедь».
Такие активности помогают отвлекаться. Новые люди, новые эмоции – сбрасываешь напряжение. Важно, конечно, не забрасывать подготовку, а именно эмоционально отпустить нервотрёпку.
Ну и, конечно, олимпиады. Надо участвовать везде, где получается. Даже если не даёт никаких баллов к поступлению, писать просто так, по приколу. Я так написал журналистику («Высшую пробу») и совсем недавно узнал, что её даже не нужно подтверждать результатами ЕГЭ, это, конечно, помогло ещё больше эмоционально расслабиться, так сейчас, получается, сдаю ЕГЭ для себя. Хотя всё ещё не верю, как-то непривычно, странно на фоне общей паники, да и страшно как-то вслух произносить.
Уже хочется сдать экзамены, поступить, войти в настоящее лето. Куча планов, как связанных с университетом, так и какие-то личные задачи.
По поводу последнего звонка. Не чувствую, что ухожу из Лицея. Скорее воспринимаю просто как праздник, без символичных привязок. Уверен, что ещё не раз буду пересекаться с лицеистами, с этой атмосферой, да даже с этими зданиями.
Андрей Доронин, школа № 2200, класс 11 «А»:
– В общем, с каждым днем нервишки все больше и больше чувствуются. Активно начал готовиться к экзаменам месяца два назад, до этого ничего не делал, а зря... Даже не знаю, что ожидать от экзамена; надеюсь, мне повезет и попадутся легкие варианты в каждом предмете. Сдаю я русский язык, обществознание и математику (профильный уровень). Надеюсь, что у меня все получится, и другим ребятам желаю удачи!
Давид Волков, школа № 2200, класс 11 «А»:
– Подготовка моя началась за полгода до начала сдачи ЕГЭ: ежедневные репетиторы, дополнительные часы в школе, повсюду разложены сборники с заданиями. Более усиленно я начал готовиться последние два месяца. Ожидаю наилучшего результата, хоть и поступаю на платное обучение, все равно присутствует небольшое волнение, ведь это один из важных жизненных этапов каждого школьника. Последние пару недель активно репетируем постановку последнего звонка, будет весело!
«А все ли я сделал для будущего моего ребенка?»
Илья Бродкин, папа выпускницы 11 «А» класса школы № 2200 Анастасии Бродкиной:
– Описать все чувства родителя выпускника школы крайне сложно. С одной стороны, ты понимаешь, что твой ребенок уже вырос, а с другой стороны, ему еще предстоит пройти множество испытаний, среди которых будут и трудности, и разочарования. Начинается новая жизнь!
Пока ребенок в школе, мы опекаем его, «наставляем на путь истинный». Но по окончании школы влияние родителей объективно снижается, а вместе с этим растет тревожность за будущее подрастающего поколения. Но это будет потом.
А сейчас перед последним звонком каждый родитель пытается найти ответ на один, пожалуй, самый главный вопрос – «А все ли я сделал для будущего моего ребенка?». Мучаемся сомнениями по поводу выбора профессии и способности окончить высшее или среднее специальное образовательное учреждение. А будет ли мой ребенок успешен в жизни в целом? Вопросов много, а ответов, к сожалению, мало. Вот и уживаются в сердце родителя радость и грусть, гордость и неуверенность, надежды и опасения. Так, наверное, будет всегда, не будет впредь только одного! Не будет твой ребенок больше маленьким и беззащитным, робким и застенчивым и всецело зависящим от тебя.
Теперь у него начинается новая взрослая жизнь, в которой он должен доказать, что все знания, навыки, умения и качества, переданные и сформированные ранее, станут надежным фундаментом самостоятельной личности!