Культура // Статья

Почему в Эстонии так трепетно относятся к детям. Часть I


Почему в Эстонии так трепетно относятся к детям. Часть I

В маленьком эстонском городе Локса произошло важное событие.

В начале 2000-х здесь построили скейт-площадку, которую местные жители гордо именовали скейт-парком. И она работала до недавнего времени на радость местным скейтерам. А несколько лет назад муниципалитет решил, что площадка стала не совсем безопасной для детей и вообще морально устарела. И тогда город подал заявку в Евросоюз – ни более ни менее на грант для скейт-площадки города Локса волости Куусалу уезда Харьюмаа.

На этом месте был первый скейт-парк, который город счел морально устаревшим

Все последующие месяцы горожане с волнением следили за скейт-интригой – удастся ли получить деньги, одобрит ли Евросоюз заявку? Местная газета извещала о развитии событий: заявка одобрена, составлена смета, город получил 55 560 евро на строительство новой скейт-площадки, из которых 44 300 евро выделила программа Евросоюза, занимающаяся развитием сельских регионов, а 11 260 (!) евро добавил город.

И вот осенью прошлого года новый скейт-парк был открыт.

А так выглядит новый скейт-парк – совместный подарок детям от города и Евросоюза

Это была новость месяца, ей были посвящены первые полосы городской газеты Loksa Elu. Там же была опубликована и заботливая инструкция для скейтеров – им предписывалось «быть внимательными и считаться с другими катающимися», а также возбранялось «употреблять алкоголь и прочие наркотики».

Такое трепетное отношение города к подросткам и их нуждам не могло не привлечь к себе внимания. Мне стало интересно, что вообще пишут в местной газете о детях, гимназии, школьной жизни и т.д. Я пролистала подшивку городской газеты за год (она двуязычная, выходит на русском и эстонском) и вот что обнаружила.

Главными ньюсмейкерами года оказались детский сад и гимназия города Локса.

Они же – главные объекты заботы, любви, полива и присмотра.

События, вызывающие наибольший отклик – новые школьные и внешкольные проекты, гости гимназии, детские праздники, поездки, походы и фестивали, поздравления учителей, новости из детского сада.

Полосы газеты являют собой маленькую, но представительную выставку достижений образовательного хозяйства.

А основные достижения – это интересные и нужные совместные дела, происходящие в школе и вне школы, которые дети делают вместе с…

Вот тут я сама себя прерву, потому что дальше должен следовать длинный список. Оглашать его целиком не буду, а вкратце – делают все эти классные и важные дела:

Дети вместе с детьми (младшие школьники со старшими).

Дети вместе с учителями и родителями.

Дети из городка вместе со своими наставниками-студентами из Таллина.

Дети вместе с Обществом прибрежного народа залива Эру.

Дети вместе с руководителем хора коренных народов из Австралии.

Наконец (самое неожиданное), дети вместе с полицейским нарядом и пожарной командой города Локса.

Когда обо всем этом читаешь, становится понятно, что город заинтересован в том, чтобы его дети росли счастливыми, здоровыми и умелыми и чтобы их жизнь была наполнена яркими творческими событиями. Время, проведенное в школе, у ребенка должно ассоциироваться с радостью, которая запомнится навсегда. И на это не только федеральные власти, но и представители муниципалитета готовы тратить силы, время и немаленькие средства из городского бюджета.

Притом что времена для города сейчас не самые простые – экономика страны не сказать чтоб на пике, да и местные трудности добавляются. После того как локсаскую судоверфь – градообразующее предприятие последние владельцы продали каким-то непонятным людям, непонятные люди повели дела так, что около 700 работников верфи потеряли работу. Для трех-с-половиной-тысячного города это существенно.

Тем не менее муниципалитет упорно продолжал считать, что новая скейт-площадка для детей – это то, что городу необходимо в первую очередь.

Такое упорство заслуживает восхищения. Читаешь это и понимаешь: последнее, от чего город откажется – это от своих обязательств перед детьми.

Так выглядит одно из проявлений национальной «политики детства».

Она состоит еще и в том, что каждый эстонец с юного возраста интегрирован во все доступные ему сферы жизни: социальной, трудовой, художественной, экологической и т.д. И в этом велика роль не только школы, но и всего гражданского сообщества, состоящего из различных обществ по интересам, которых здесь необычайно много.

Это направлено, с одной стороны, на укрепление единства нации, а с другой – на преодоление изолированности каждого отдельного человека. Ведь гораздо проще быть укорененным в жизни, если есть вокруг дружественное сообщество, частью которого ты готов себя почувствовать. И наоборот – когда такой укорененности нет, гораздо легче ощутить себя заброшенным и неприкаянным и соскользнуть на криминальную дорожку или на путь «алкоголя и прочих наркотиков».

В Эстонии делают все возможное, чтобы маленький человек чувствовал себя не покинутым и одиноким, а нужным и вовлеченным в полноценную жизнь нации.

Давайте посмотрим, как это происходит.

Вот небольшая нарезка из главных школьных и детсадовских событий (они же – главные городские события), о которых писала газета Loksa Elu в прошедшем году. О новостях будут рассказывать ведущие ньюсмейкеры – дети, воспитатели и учителя.

Крещение лис в Гимназии Локса

На переменах лисы должны делать учителям сердечные комплименты
и найти смелость обнять школьных товарищей

2 октября в Гимназии Локса вновь проводили традиционное крещение лис. Этого обычая придерживаются уже в течение длительного времени. Новым гимназистам придали уже утром новый внешний вид, зачитали правила дня и отправили на уроки. В течение дня лисы выполняли разные умственные и физические задания, чтобы проверить их ловкость и характер. На переменах лисы, например, должны были делать учителям сердечные комплименты и найти смелость обнять школьных товарищей.

Кристо Пеэтерманн, Гимназия Локса, 11-й класс

Службы спасения – наши друзья

Службы спасения рассказали детям, как правильно перемещаться на велосипеде,
а еще разрешили забраться в пожарную машину и потрогать всякие детальки

В начале года в детский сад пришли в гости друзья – службы спасения (пожарные) и полиция. Пожарные рассказали детям про проект «Умнее огня», а полиция привела с собой льва Лео, который объяснил правила передвижения на велосипеде; дети сами попробовали эвакуироваться из «горящего» помещения, а еще им позволили залезть в пожарную машину и потрогать в ней всякие детальки (заодно рассказав, как выглядят необходимые устройства для тушения пожара). Напоследок полицейские подарили детям конфеты, а пожарные – наклейки и раскраски.

Вепсские сказки

Раньше Михкель Тикерпалу учился в гимназии Локса,
а сейчас привез туда свой спектакль

18 февраля к нам в школу приходил в гости Михкель Тикерпалу, который представил спектакль «Вепсские сказки». Михкель окончил Локсаскую гимназию, потом учился в Театральной академии. Сейчас он актер в Эстонском кукольном театре. Больше всего мне понравилась история про старика, который поменял лапти на корову. Это была очень смешная пьеска. Куклы, которыми Михкель Тикерпалу играл спектакль, принадлежали актрисе кукольного театра Хелле Лаас. Куклы были сделаны из дерева и были очень старыми. Здорово, что театр сам пришел к нам в гости.

Елена Виктория Ваас, 3а класс

Летний лагерь безопасности

В этом году шестиклассники Гимназии Локса участвовали в республиканском однодневном лагере безопасности «Защити себя и помоги другому» КЕАТ.

Впечатления участников лагеря:

Данила Яшин, 6б: Мы долго готовились всем классом, но поехать могли только 5 человек. Когда я узнал, что поеду в лагерь, я очень обрадовался, ведь там обучают правилам безопасности. Мне все понравилось, так как мы выполняли очень реалистичные задания. Такие мероприятия нужны, чтобы дети знали, как защитить себя и других.

Алиса Йыги, 6б: Мне понравилось выбираться из «горящей» комнаты, дружно обедать и тушить пожар. Мне кажется, что такой проект учит работать командой и понимать друг друга с полуслова.

Экскурсия на мызу

Очень хотелось послушать еще страшные истории о призраках мызы Колга,
но пришло время уходить

8 февраля после третьего урока мы с классом отправились на экскурсию в музей и мызу Колга. Руководитель музея Ульви Мейер ознакомила нас с выставкой «Новая жизнь старой куклы». 188 брошенных, сломанных или выброшенных кукол обрели новую жизнь благодаря почтенной даме Юта Бланд. Она сделала кукол красивыми и сшила им новую одежду. Куклы были устроены в разные занятия: свадьба, Янов день, ферма, корчма, певческий праздник. Мы прошли через разные комнаты, где нам рассказали об истории мызы и о призраках. Ульви угостила нас вкусным липовым чаем. Хотя нам хотелось еще послушать страшные истории о призраках мызы Колга, но пришло время уходить. Нам так понравилось, что мы пообещали вернуться, чтобы послушать новые истории.

Кирке Кюльмсаар, 3а класс

Продолжение следует



Новости





























































Поделиться