В дискуссии очно и дистанционно приняли участие эксперты более чем из 30 субъектов Российской Федерации.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский обозначил ключевые тренды развития образования.
1. Персонификация и индивидуализация образования.
Уже сегодня страновые системы образования пытаются решить принципиальную дилемму: продолжать выстраивать идеальный контур представлений об образовательных результатах для внешнего оценивания учащихся, либо начинать выстраивать иные рамки, позволяющие объективировать уникальные индивидуальные результаты образования, которые формируются и оцениваются уникальными способами.
2. Формирование инфраструктуры открытого образования.
Институт образования перестал быть закрытым и замкнутым. Отвечая этому глобальному вызову, в национальных системах образования в развитых странах мира идет смена отношений различных игроков на рынке образования и участников образовательного процесса. Одновременно со сменой этих отношений меняется и система норм, которые регулируют эти отношения. Естественным образом возникла и нарастает открытая конкуренция различных источников образования (в том числе и в нашей стране). Однако в нашей стране пока все эти источники образования не уравнены в правах. Задача образовательной политики на современном этапе – выработка механизмов, позволяющих уравнять в правах различные источники образования.
3. Меняется тип образования, который необходим человеку для успеха, развития и продвижения.
На сегодняшний день очень быстро преобразуются трудовые функции у представителей различных профессий в связи с быстрым развитием технологий (производственных, социальных и т.д.).
Человек ощущает потребность в оперативных образовательных услугах и сервисах, которые по определению не могут быть помещены в монолитную образовательную программу одной образовательной организации. Идет становление сетевого образования.
На повестке дня в образовательной политики в Российской Федерации – правила сертификации условий и результатов обучения человека в образовательных сетях (в том числе и прежде всего, в электронных сетях). Как институционально обеспечить развитие сетевого образования? Грядет принципиальная смена типа нормирования в сфере образования с целью обеспечения решения этой задачи.
Руководитель проекта «Сетевая школа» Международной ассоциации «Развивающее обучение» Алексей Воронцов остановился на фиксациях того, что мешает сегодня сетевой образовательной структуре получить лицензию на общее образование:
«Во-первых, необходимо институционализировать принципиально новые способы расчета стоимости образовательных программ, – считает Воронцов, – во-вторых, менять подход к финансированию тех, кто предоставляет услуги в общем образовании, изначально закладывая рамки, позволяющие рассматривать в качестве исполнителя образовательных услуг в общем образовании не только школу; в-третьих, операционализировать и легализовать разработку программ различными образовательными сетями (вплоть до легализации возможности разработки примерных основных образовательных программ уровней общего образования различными образовательными сетями); и наконец необходимо диверсифицировать рынок разработки оценочных материалов, включив конкурентные механизмы, позволяющие участвовать в разработке оценочных материалов образовательным сетям».
Президент Межрегиональной Тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева озвучила тезис о том, что в условиях развития институциональной базы для развития сетевого образования было бы эффективным разрабатывать не механизмы сертификации программ, а механизмы сертификации профессионалов, способных к реализации программ различной технологической направленности.
Специалист
по образовательному праву, дипломат Вадим Чеха подчеркнул необходимость
выделения для возможного последующего придания официального правового
статуса перечня субъектов образовательных, организационно-финансовых и
правовых отношений в условиях сетевого образования.
Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», предложил уточнить структурные единицы сетевого образования для последующего проектирования его институциональной базы:
– в условиях сетевого образования не учреждение, не держатель контента, а индивидуальная образовательная программа должна становиться объектом финансирования, что позволяет говорить о возможности становления человека в качестве института образования в правовой плоскости. Выделяя структурную единицу индивидуальной образовательной программы, можно предположить, что таковой может являться собственно учебная программа;
– в условиях сетевого образования не учреждение, а держатель контента
должен полежать сертификации. Это могут быть и юридические лица, и
физические лица. Предельным вариантом сертификации может быть
выстраивание системы по аналогии с системой здравоохранении – каждый
педагог должен иметь лицензию. При этом сертификация необходима и для
самого контента. В условиях автономизации педагога как держателя
образовательного контента, возможна реализация механизмов
саморегулирования в сфере образования.
Подводя итоги заседания клуба Александр Адамский, зафиксировал перспективные направления для дальнейшей проектной работы:
– необходимо проектировать нормативное представление индивидуальной образовательной программы как «программы программ»;
– ключевой пазл сетевого образования – индивидуальная образовательная программа учащегося. Способ институционализации индивидуальной образовательной программы – это проектная задача для экспертного сообщества;
– если индивидуальная образовательная программа учащегося может быть институционализирована – система образования движется к нормативной фиксации: ребенок – образовательный институт.
Иван Трифонов