Токсичные взрослые, которые встречаются в жизни детей, могут быть кем угодно. Родителями, воспитателями в саду, учителями в школе, бабушками. И совершенно не обязательно, что они – какие-то аномальные и злые бабушки-алкоголички, которые не любят своих внуков. Напротив, бабушки могут быть очень любящими, при этом травмирующими.
Кейс #1
Вот семья М. У бабушки появилась первая долгожданная внучка в ее 55 лет, правда, не от старшего сына, как ожидалось, а от младшего, но это не самое главное в этой истории. Девочка жила с родителями, бабушку видела изредка. Побыть вдвоем у них получалось только летом, когда они уезжали на дачу. Бабушка была активная, подвижная выдумщица. Она успевала и словечки за внучкой записывать, и песням учить, и печь вкусные блинчики.
Словом, классическая добрая бабушка.
А где же токсичность? Она появилась позже, когда ребенок подрос и началась начальная школа.
Ситуация 1. Внучка была в гостях у бабушки, там же была в гостях родственница, тоже бабушка другой девочки. Бабушка-гостья рассказывает о своей внучке, ровеснице нашей героини. (Они живут большой семьей вместе с родителями и братом девочки.)Захлебываясь от любви и гордости, гостья повествует: а вот наша Оля рисует, а вот наша Оля ходит на танцы, а вот Оле дали диплом.
Наша бабушка – своей внучке: смотри, какая Оля умница. А ты?
И совершенно неважно, что во второй семье бабушка живет вместе с семьей и активно занимается детьми, водит их на кружки и танцы. А в семье М. родители работают, живут они в новом районе, и некому возить ребенка по кружкам, а рядом с домом ничего нет.
Есть ли тут хоть малейшая вина девочки? Конечно, нет.
Скорее всего, и она была бы рада танцевать, играть на пианино, быть акробаткой или каратисткой. Но взрослые не организовали этого, причины неважны.
А вот зачем любящая и заботливая бабушка так говорит? Она хочет ранить девочку? Наверное, нет. Она не осознает, что она сейчас травмирует ребенка. Она не смогла не высказать раздражение из-за отсутствия повода погордиться внучкой, и, наверное, даже считает, что она так побуждает ребенка к каким-то свершениям.
Что сейчас: Девочка из семьи М. выросла, получила профессию; умница и прекрасный человек. Она прекрасно помнит эти колюще-режущие бабушкины реплики в свои 7–10 и далее лет. С бабушкой общается только на дипломатическом уровне – позвонить на праздники, теплых отношений нет.
Еще ранящие ситуации для ребенка, когда бабушка прибегает к насилию, чтобы ребенок делал то, чего не хочет, например, ел ту еду, которую бабушка считает полезной.
Кейс #2
Жил-был мальчик в семье Е. С бабушкой виделся нечасто. Чаще всего, если он болел, бабушка приезжала побыть с ним.
Как многие заботливые взрослые, бабушка любила читать всякие статьи о сохранении здоровья.
Газета ЗОЖ была ее любимым чтением.
В ней она вычитала, что каждый ребенок должен съедать не менее 100 грамм творога ежедневно. А внучок творог не ел, ни грамма, непонятно почему.
Как-то внук очень долго не мог до конца избавиться от надоедливого кашля. И, чтоб бабушке не ездить каждый день к нему на автобусе, родители отвезли сына к ней на недельку. Она приготовила творог со сметаной, поставила на стол и говорит: «Ешь, и пока не справишься с порцией, из-за стола не встанешь!».
Не буду живописать эту схватку титанов.
Все закончилось криком бабушки и слезами ребенка, который, будучи обвиненным во всех грехах, эгоизме, глупости и нелюбви, сожрал этот творог, приправленный собственными соплями и слезами.
Это повторялось несколько дней.
Что сейчас: Внук подрос, творог не ест по-прежнему, бабушке звонит исключительно «для галочки» после напоминаний родителей.
Кейс #3
Еще одна бабушка, со средним специальным образованием, бывший воспитатель детского сада, активно помогала растить внучку. Она каждый день приезжала, потому что девочка в детский сад не ходила из-за частых болезней. У них были прекрасные доверительные отношения. Когда девочка пошла в первый класс, бабушка часто забирала ее из школы.
Как-то раз бабушка повела внучку в поликлинику. На обратном пути, когда до дома оставалось идти еще минут 15, девочка вдруг сказала, что хочет в туалет. А они – на улице, и везде только жилые дома. Ни торговых центров, ни кафе. Но лето! Были кусты, в которые можно присесть. Бабушка строго говорит – терпи.
Ребенок терпел сколько мог. Описался в лифте.
Дети все разные. Вполне возможно, что кто-то посмеялся бы над ситуацией, кто-то обвинил в этом бабушку. Девочка из нашей истории была нежная. Она просто очень расстроилась, ей было нестерпимо стыдно – настроение ужасное, слезы. История умалчивает, что сказала о случившемся бабушка. Но я считаю, что ее поведение здесь токсично. Помню обсуждение этой истории с мамой девочки, она была расстроена, что понятно. Мама говорила с ребенком, объяснив, что ничего страшного не произошло. Просто бабушка ошиблась, не придав значения ее словам.
Что сейчас: Вроде бы все прошло без последствий, и отношения ребенка и бабушки не пострадали.
И все-таки чуткость к словам и действиям ребенка и понимание, с какой целью вы, взрослый, делаете и говорите что-либо, поможет избежать подобных историй. Хотя я не уверена, что это возможно на 100%.