Чего? – спросите вы. Мы же каждый день говорим. Да-да. Наверняка задаете вопросы, может быть, даже получаете не односложные ответы. Нотации читаете. Но, скорее всего, диалоги, полноценные и информативные, не складываются.
Не буду вдаваться в тонкости позиции родителя подростка и нюансы изысканной коммуникации. Расскажу всего одну идею, которая, возможно, перевернет ваше представление об общении с детьми. Любого возраста. Просто с подростками результат будет очень заметный.
Вообще ученые выделяют пять функций общения. У человека, эволюционировавшего до стадии родителя – две!
Человеческая (обмен информацией, эмоциями и т.д.) и воспитательная (нанесение непоправимой пользы).
Чем отличается общение от коммуникативного акта
Знаете, какой самый частый вопрос слышит подросток в первые тридцать секунд, как встретился вечером с родителями? «Как дела в школе?» Аж зубы сводит, как, интересно, дела в школе.
Очень часто общением мы называем то, что на самом деле является коммуникативным актом во имя воспитательного процесса. Где цели – обучить, помочь осознать, проконтролировать, заставить, наставить на путь истинный.
Вспомните, как вы разговариваете с маленькими, например? Как много вещей вы говорите, чтобы ребенок узнал новый цвет, например, или пытаетесь донести до него мудрость типа «мир несправедлив»? А с подростками? Удается заметить тот момент, когда человеческая фраза становится нравоучением? Попыткой объяснить или продемонстрировать, «как правильно». Если не замечаете сами – обратите внимание на реакции подростка.
Если ему стало невыразимо скучно и он/она вас больше не слушает – вы воспитываете.
Подросткам (да и детям), как любым нормальным людям, хочется человеческого контакта. Без того, чтобы родители пытались у него что-то вызнать, проконтролировать, воспитать, научить.
Я в рамках работы общался с сотнями подростков. Как только выключаешь «педагогический талант» и желание нанести пользу – контакт складывается практически с любым.
Как же справиться?
- Начните замечать за собой. Прям в голове фиксируйте, учите вы сейчас или просто общаетесь.
- Увидьте в своем подростке человека. Просто другого человека, который вполне может быть интересен. Независимо от его успехов и ваших ожиданий.
- Каждое утро повторяйте перед зеркалом «я не только родитель, но и человек» – почти шутка.
- Запросите помощи супруга, а можно и самого подростка. Пусть вам показывают со стороны, когда вы начинаете воспитывать. Это может вам очень не понравиться.
И поговорите уже по-человечески. По крайней мере, начните. Чтобы подросток привык, нужно время. Так что не ждите быстрых результатов. Они мудрые ребята и будут ждать подвоха. Большинство уже испорчены вкрадчивыми родительскими вступлениями с аллегро переходом на воспитательные гвозди.