За 2018 год средняя заработная плата учителей в Курганской области составила, по данным Росстата, 24 827 рублей, а МРОТ с 01.01.2019 г. – 12 837 рублей 45 коп. (это с региональной надбавкой).
Таким образом, средняя зарплата учителя как раз чуть-чуть не дотягивала до 2 МРОТ (наверное, это и легло в основу предложения депутатов от партии «Справедливая Россия»). Правда, депутаты хотят, чтобы не меньше 2 МРОТ платили за работу на 1 ставке, предполагая, что тогда учителя не будут перерабатывать и сохранят свое здоровье. Думаю, что это не так. Учителя точно начнут перерабатывать или в школах образуется дефицит учителей и в них нужно будет быстро привлечь достаточно много то ли учителей, которые уже ушли на пенсию, то ли студентов старших курсов педвузов. Но тогда (и в случае переработки, и в случае привлечения в школу дополнительных учителей) региональный бюджет точно начнет трещать по швам, особенно если учесть, что придется привлекать в поликлиники дополнительных врачей и медсестер, как и работников культуры в библиотеки и клубы (откуда возьмутся все эти кадры? и про качество их профессиональной подготовки у депутатов лучше не спрашивать).
Но вопросы вызывает и многое другое: 2 МРОТ будет платиться за количество труда учителя? А стимулирующие выплаты? Они будут или их отменят?
Если стимулирующие выплаты сохранятся, то означает ли это, что 2 МРОТ составят 70% от учительской заработной платы? И надо будет искать в региональных бюджетах средства еще и на стимулирующие выплаты?
Идем дальше и рассмотрим вопрос про региональную дифференциацию заработной платы учителей. По предложению депутатов, указанная дифференциация не должна превышать 1,5 раза.
В Москве по итогам 2018 года средняя учительская зарплата составила 92 944 рублей, при этом МРОТ в Москве с 1 января 2019 года установлен в размере 18 781 рубля, т.е. 2 МРОТ составят 37 562 рубля. Умножаем на 1,5 и получаем 56 343 рубля. Означает ли это, что московским учителям придется срочно уменьшать зарплаты? Боюсь, что такое решение Москву не устроит.
Словом, инициатива эффектная, но нереализуемая ни по бюджетным соображениям, ни по реакции на нее регионов, в которых средняя заработная плата учителей выше величины 3-х МРОТ (1,5х2 МРОТ).