Начальная школа
С детьми уже нужно говорить о репродуктивной системе человека, не в смысле описания полового акта, а в смысле понимания, как устроено человеческое тело, как оно функционирует, откуда берутся дети, откуда все мы взялись. Не надо про аиста и капусту. Надо по-честному. В этом возрасте мы даём детям историю осознанности и понимания. Мы говорим:
«Это твоё тело, ты будешь за него отвечать, тебе с ним жить, ты должен об этом думать».
Средняя школа
Усложняются все эти же темы; границы, «да» и «нет», телесное, интимные зоны. Поскольку наступает пубертат и предпубертат, уже можно говорить о вреде порнографии, о том, что она нереалистична, потому что (я вам гарантирую) они обязательно залезут посмотреть.
Средний возраст ребёнка, который впервые видит порнографию, – 9–12 лет.
Также мы объясняем ребёнку, что такое пубертат и какие изменения происходят в теле, повторяя, что всё это нормально, что всё это не страшно и это не ужас! Да, всё у всех очень по-разному. Ведь дети отмечают, у кого большой, у кого маленький, у одной грудь выросла, а у другой – нет. Мы говорим, что всё это не стыдно, тут не над чем хихикать. Мы учимся про это разговаривать.
Старшая школа
Нужно говорить о контрацепции, объясняем также, что есть способы её прервать. Включается юридическая часть, потому что старшие школьники должны знать про уголовную ответственность за сексуальное насилие и про то, что нужно говорить друг с другом о согласии. В нашей культуре насилие – это очень важно, когда «да» – это «да», когда «нет» – это «нет», как это определить. С детьми на эту тему нужно вести дискуссии. Мне кажется, даже на уроках литературы много необходимого материала. Это всё опять же про осознанность и ответственность за своё тело.
Если мы говорим о контрацепции, то мы обязательно должны сказать о венерических заболеваниях, и непременно должны рассказывать детям о СПИДе, потому что в России эпидемия ВИЧ.
Я, например, говорю своим детям, что к тому моменту, как они вступят в эту взрослую жизнь, в их окружении каждый 50-й точно будет заражён.
У нас в среднем 150 контактов (если верить социологам), соответственно, три человека точно есть в вашем окружении, и, возможно, их будет больше, потому что каких-то мер, очень сильно противостоящих этому, я не вижу, соответственно ещё один повод и родителям, и педагогам, и всем задуматься об этом.
Либо мы говорим об этом и показываем детям (особенно старшеклассникам) на муляжах, как надевать презервативы, либо подвергаем ребёнка риску заразиться ВИЧ.
На мой взгляд, выбор очевиден.
Напоследок оставляю список полезных книг.
Детям:
- Людмила Петрановская. «Что делать, если»
- Пернилла Стальфель. «Книга о любви»
- Франсуаза Буше. «Книга, которая расскажет всё о мальчиках и девочках»
- Джерри Бейли. «Мое тело меняется. Всё, о чем хотят знать подростки и о чём стесняются говорить родители»
- Ди Снайдер. «Курс выживания для подростков»
- Дебора Хаффнер. «От пелёнок до первых свиданий»
- Линн Понтон. «Сексуальная жизнь подростков»
- Кон И.С. «Мальчик – отец мужчины»
- Найджел Латта. «Пока ваш подросток не свёл вас с ума»
- Роберт Байярд, Джин Байярд. «Ваш беспокойный подросток»
- Владимир Леви. «Нестандартный ребенок»
- Евгений Кащенко, Анна Котенева. «Как говорить с детьми о сексе»
Родителям и педагогам:
Интервью Марины Травковой на канале «Образователи» можно смотреть тут.