Качество образования // Тема дня

Александр Школьник: музеи должны сделать свой шаг навстречу – готовить современные образовательные программы и осваивать новые форматы работы с детьми


Александр Школьник: музеи должны сделать свой шаг навстречу – готовить современные образовательные программы и осваивать новые форматы работы с детьми
Фото: sch1293.mskobr.ru

21 марта 2019 года в Департаменте образования и науки города Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная проекту «Учебный день в музее». Этот проект набирает всё большую популярность среди школьников, общее число обучающихся на данный момент составляет 25 438 человек.

Директор Центрального музея Великой Отечественной войны, председатель Управляющего совета школы № 1164 Александр Школьник рассказал «Вестям образования» о необычном формате проведения уроков в музее, о роли взаимопроникновения школьного образования и музеев и о том, где можно забраться на настоящий танк.

– Как Вам идея о проведении учебного дня в музее?

– Как директор музея и председатель Управляющего совета школы я особенно чувствую необходимость более тесного взаимодействия школы и музея. Современный музей обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, он может дать школе огромные дополнительные возможности, причем часто уникальные.

Речь идет не просто о том, чтобы школьники приходили на экскурсии – это традиционный формат, который активно практикуется, по крайней мере в Москве. Этого мало.

Урок в музее, например, истории, литературы, естествознания дает ребенку гораздо больше, чем когда он просто прочитает тему в учебнике.

Здесь он увидит реликвии своими глазами, погрузится в атмосферу исторического события, поучаствует в квесте или интерактивной игре, то есть будет не пассивно запоминать материал, а станет активным соучастником процесса, усвоит серьезную информацию в доступной и увлекательной форме.

Безусловно, музеи должны сделать свой шаг навстречу – готовить современные образовательные программы и осваивать новые форматы работы с детьми, которые станут для учителей хорошим подспорьем и источником для более углубленной учебной программы.

– Расскажите о проектах музея Великой Отечественной войны: в какой форме проводятся уроки для школьников?

– Если говорить конкретно о Музее Победы, мы давно перешли от традиционных экскурсий на комплексные интерактивные образовательные программы с более глубоким погружением в историю Великой Отечественной войны. У нас можно провести урок истории в атмосфере военной эпохи, прикоснуться к экспонатам, документальным фотографиям, подлинникам писем и наградам, настоящей военной технике, которая участвовала в боях.

Все это позволяет детям прочувствовать весь масштаб Великой Отечественной войны, освоить материал более глубоко и эмоционально.

Например, в программе «Землянка» у нас можно своими руками собрать-разобрать ружье, на «Партизанской тропе» – испытать себя и увидеть партизанский быт, а на открытой площадке – забраться на настоящий танк или самолет.

В наше время, когда образовательный процесс все больше погружается в виртуальное пространство, возможность такого приближения к «живой» реальности очень ценна. Поэтому мы активно развиваем такой формат занятий со школьниками, как «Урок в музее». Причем у нас проводятся не только уроки истории, но и очень интересные уроки литературы, например, по тематике, связанной с военной прозой. Есть программа «Целый день в музее», которая может включать в себя целый комплекс предметов и тем. Все это осуществимо уже сейчас.

– Может ли, по Вашему мнению, музей стать одной из основных образовательных площадок?

– Сегодня музей – это не склад экспонатов. Наблюдается тенденция, когда музеи становятся многопрофильными центрами, которые выполняют помимо культурно-просветительской функции еще и образовательную, воспитательную, становятся центрами творческого развития. Сейчас в ряде музеев создаются детские центры, разрабатываются новые и уже доступны десятки продвинутых образовательных программ и циклов, которые могут логично встроиться в образовательный процесс.

Как председатель Управляющего совета школы предлагаю всем, кто связан с организацией жизни школы, включиться в этот процесс сближения и взаимопроникновения школьного образования с музеями. Чтобы каждая школа могла более предметно использовать музейный потенциал, нужно, чтобы у нее был якорный партнер в лице музея. Очень хорошо, когда в управляющих советах школ работают представители культуры, спорта, но музейщики, я считаю, должны там присутствовать в первую очередь.

Хочу подчеркнуть, что это важно не только для школы, детская аудитория нужна и самому музею.

Мы обязаны прививать новым поколениям вкус к настоящей культуре, учить понимать ее и воспринимать подлинные ценности и, конечно, историю своей страны. Здесь мы должны работать все вместе.



Новости





























































Поделиться