– В чем разница между двумя общественными советами при Министерстве просвещения? Один советует про образование, другой проверяет условия, причем только в федеральных учебных заведениях?
– Я сразу хотел бы пояснить, что пока в Министерстве просвещения создан только один Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в сфере дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей.
Это «специализированный» Общественный совет, который призван не контролировать, а оценивать как организованы образовательные услуги в учреждениях образования федерального подчинения.
Аналогичный Общественный совет, но оценивающий условия образовательной деятельности в вузах, создается при министерстве науки и высшего образования. А «большой» Общественный совет при Минпросвещения России, который обсуждает проблемы от образования, на который выносятся для обсуждения, допустим, обновленные ФГОСы, пока формируется Общественной палатой.
Я был членом «большого» Общественного совета Минобрнауки. После разделения ведомств он прекратил свое существование.
А наш Совет «маленький» - в нем только 13 человек. Основная его функция заключается вот в чем: есть решение правительства оценивать качество услуг, которое предоставляют все бюджетные организации страны. Это и учреждения культуры, библиотеки, учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы) и учреждения образования. Критерии оценки законодательно установлены, показатели, раскрывающие эти критерии, разработаны министерствами социального блока и сделаны единообразными, хотя и должны учитывать отраслевые особенности.
При каждом органе управления: муниципалитете, региональной власти – создаются Общественные советы по оценке качества условий предоставления услуг.
Они могут быть маленькие - при муниципалитете, они могут быть с бОльшим количеством участников – на уровне региона. И у них у всех задача одна: смотреть, насколько удобно, комфортно для потребителя работают организации, которые финансируются за счет бюджетов разных уровней.
Федеральные образовательные учреждения, которые финансируются напрямую из бюджета Министерства просвещения, оцениваются нашим Общественным советом.
Процедура следующая: министерство объявляет тендер. Определяется оператор (сколько операторов будет заявлено, пока неизвестно, конкурс объявят в ближайшее время), который по утвержденным показателям будет обследовать федеральное образовательное учреждение. Потом полученные результаты вынесут на обсуждение Общественного совета.
Общественный совет – независимый орган.
Это принципиально. В нашем Общественном совете нет ни одного человека, напрямую связанного с работой ведомств, образовательных учреждений. Но это опытные люди. В частности, в состав Совета входит президент Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко. Есть опытные люди из регионов, а одна девушка представляет Союз сельской молодежи. Полный список членов общественного совета есть на сайте Минпросвещения.
Разработанные показатели универсальны. Честно говоря, мне кажется, что для образования не все они подходят. Какие они?
Первое - удобство сайта: есть ли форма обратной связи, можно ли там получить консультацию, на что-то пожаловаться, найти необходимую информацию.
Второе – условия для инвалидов: наличие подъезда/пандуса/парковки для автомобилей инвалидов.
Третье – вежливость, доброжелательность сотрудников.
Есть также критерии по условиям самого помещения, например наличие питьевой воды, удобство навигации и так далее.
Но есть странный для образовательных учреждений критерий: «наличие места для ожидания».
Ну какое там место для ожидания должно быть? Это же не поликлиника.
Поэтому мы на первом заседании Общественного совета записали поручение министерству просвещения, которое готовит методички по применению этих показателей для регионов, обратить внимание, что не все показатели одинаково работают для образовательных учреждений.
На мой взгляд, еще один странный показатель – про парковку для инвалидов. Конечно, у нас есть инклюзия, вместе занимаются дети и здоровые, и на костылях, и на инвалидной коляске… Должен быть пандус, другие удобства.
Но на территории образовательных учреждений не предусмотрены парковки.
А в показателях они есть. Я надеюсь, что мы подготовим разъяснения по применению этих показателей с учетом особенностей деятельности образовательных организаций, и какую-то долю здравого смысла в них внести, думаю, сможем.
Учреждений, которые подчиняются министерству просвещения и финансируются им, немного: несколько школ, лицей для одаренных детей, другие федеральные организации, которые осуществляют образовательные программы. То есть прямой работы по контролю за оценкой качества у Совета немного. Но мы сотрудничаем с региональными советами по оценке качества. Прежний Совет, который выполнял такие же функции при Минобрнауки, этого не делал.
Мы хотим уже в рамках Московского Международного Салона Образования в апреле провести встречу с представителями региональных советов.
У регионов уже есть большой опыт в такой работе, и я думаю, что федеральный совет, как координатор, мог бы помочь в распространении лучших практик.
Мне бы хотелось провести конкурс, показать образовательные учреждения, на которые можно равняться. Такие, где действительно хорошая атмосфера, куда дети ходят с удовольствием, где родителям комфортно. Это может быть и школа, и детский сад, и колледж. Если мы вспомним приоритетные национальные проекты образования, которые были в середине 2000-х годов, они как раз были построены по такой логике: определяли лучшие школы и другие у них учились.
Я бы взял пример того приоритетного национального проекта образования для нашей нынешней работы. С одной стороны, мы поддержим лучших, с другой поможем тем, кто не смог соответствовать показателям.
Условно говоря, вполне возможна ситуация, что по показателям оценки качества образовательных услуг школа окажется не на высоте. Допустим, она маленькая, старая, не отремонтированная, с навигацией в помещении проблема, сайт нормальный не сделали. Но общая атмосфера в школе хорошая, дети с удовольствием занимаются, родители довольны. В этом случае роль Общественного совета – подсказать учредителю: «У вас такое замечательное образовательное учреждение, но есть проблемы с комфортом. Помогите им, сделайте ремонт, установите кулеры с водой, дайте возможность сделать нормальный сайт». Разберитесь, почему одним хватает на развитие, а другие не справляются – есть же общий норматив финансирования.
Мне очень нравится, что наш Общественный совет – это не карающая организация! Мы не Роспотребнадзор, не МЧС. Никто образовательное учреждение штрафовать не будет.
Зато есть возможность помочь образовательному учреждению стать современным, дружественным для тех, кто здесь учится и тех, кто собирается здесь учиться.
– Как раз хотела спросить, если вы выявите нарушение, что будете делать?
– Я бы использовал другой термин. Оценивается ряд показателей, и если по многим или по нескольким критериям образовательное учреждение оказывается не в лучшей форме, мы будем работать с учредителем, чтобы исправить ситуацию. От Общественного совета сложно отмахнуться. Какая есть возможность у нас? Предложить провести совместное заседание с членами Совета и представителями учредителя, обсудить проблемы, понять, почему такая ситуация сложилась, и вместе принять решение по их исправлению.
– Как вы думаете, почему именно вам предложили возглавлять этот Общественный совет при министерстве просвещения?
– Надеюсь, потому что я человек независимый. Я не связан никакими обязательствами с министерством просвещения и вообще любым федеральным ведомством. Но я много занимаюсь образовательной политикой, езжу по регионам, представляю, как устроена система образования и в Москве, и за МКАД.
Кроме того, у меня есть опыт. Я был секретарем Общественного совета Рособрнадзора,входил в Общественный совет департамента образования Москвы, был членом прежнего состава Общественного совета Минобрнауки. У меня есть некий опыт такой общественной деятельности. Зная меня по активной работе в предыдущих советах, думаю, коллеги доверили мне возглавить Общественный совет.