Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Статья

Мы говорим ученикам: «Введи любой из правильных ответов, мы его зачтем»

Как я сделал из любви к математике квест длиною в жизнь.
  • 12 марта 2019

Мы говорим ученикам: «Введи любой из правильных ответов, мы его зачтем»
Фото: avto.goodfon.ru

Влад Степанов, руководитель группы разработки фронтенда Яндекс.Учебника и опытный олимпиадник, теперь сам участвует в создании олимпиады «Я люблю математику!» и рассказывает, как и зачем передавать любовь к этой науке детям.

– Полюбил я математику только в шестом классе, когда стал ходить в Вечернюю математическую школу (ВМШ). Занятия там ведут старшеклассники и недавние выпускники, каждый из них занимается с тремя-четырьмя детьми, и подход получается более индивидуальный. Они тебя ненамного старше, поэтому гораздо легче идти на контакт.

Дома заметили прогресс и настояли, чтобы я перешел в математическую школу. Там занятия проводились так же, как и в ВМШ: преподаватели работали с маленькими группами по три-четыре человека. Думаю, занятия в таком формате сыграли особенно важную роль.

Когда учишься в математической школе, невозможно не участвовать в олимпиадах. Мы с одноклассниками воспринимали это как способ интересно провести время и постоянно куда-то ездили, с каждым годом все больше и больше. В 11-м классе я принял участие в десяти олимпиадах. В каких-то из них побеждал либо занимал призовые места.

По формату эти олимпиады были похожи на то, чем мы занимались в школе, но попадались и более сложные задачи. Если получалось решить такую задачу, было понятно, что ты научился применять навыки, которые получил на уроках, пользоваться ими в комплексе. И тебе становится интересно – хочется двигаться дальше, развиваться, получать новые знания.

Час назад ты не знал, как это делается, но вот нашел решение и сам научился.

В старших классах я сам стал преподавать в ВМШ. Тогда я пошел туда за компанию с друзьями, но сейчас понимаю, что это была четко продуманная система. Я стал одним из тех старшеклассников, которые когда-то передали интерес к математике мне, а я продолжил эту цепочку.

Олимпиады помогали мне увидеть, что знания применимы не только в школе. Сейчас я работаю в команде Яндекс.Учебника. Я создаю интерактивные онлайн-задания и учусь применять свои знания в области IT для решения педагогических задач. Все это я делаю с той же целью: вдохновлять детей учиться. Наша олимпиада – просветительский проект.

Мы хотим не найти самых талантливых, а помочь самым разным детям заинтересоваться математикой.

Работая над этим проектом, мы стараемся выбирать близкие современным школьникам темы: делаем задания про роботов Boston Dynamics, технику и историю.

Я полюбил математику за то, что она помогает мыслить системно и понимать, как работает окружающий мир.

Когда мы проходили производную, я понял, что ускорение машины – это производная от ее скорости. При этом преподаватели обычно не приводили конкретных примеров, а постепенно подводили к ним. Мы стараемся делать так же, насколько это позволяет интерфейс проекта.

Одна из серьезных задач, которая стояла перед нами как разработчиками – дать системе возможность принимать множество правильных ответов.

Олимпиадные задания не должны загонять в рамки, на некоторые из них может быть несколько правильных ответов. Предположим, в одном из заданий нужно составить число 100 из двух любых целых чисел. Ответов – бесконечность, и все правильные: 50+50 верно так же, как 1337–1237.

Мы не ограничиваем ученика. Мы говорим ему: введи любой из правильных ответов, мы его зачтем.

Еще одно направление – использование преимуществ цифрового формата в обучении. Нам было важно не просто перенести задачи из бумажного учебника в компьютер. Нет никакой разницы, пишешь ли ты число ручкой в тетради или набираешь на клавиатуре. Другой формат диктует другой подход к обучению. Нужно оформить задания так, как это нельзя сделать на бумаге.

Предложить сложить все синие шарики в зеленую баночку – формально это та же самая задача на сложение, но третьекласснику ее будет выполнять интереснее, чем решать пример. Задача же разработчика – сделать так, чтобы ребенку было понятно, что куда тащить, какой ответ правильный, а какой неправильный.

Показать, что неправильно – тоже важная задача, которая стояла перед нашей командой. Недостаточно все перечеркнуть и написать: «Неверно!» В школе можно сдать тетрадь, и живой учитель подчеркнет все ошибки красной ручкой, напишет комментарий.

Нам нужно, чтобы программа давала ребенку понять, где он сделал ошибку и как в дальнейшем решать подобные задачи верно.

Мы пошли еще дальше, введя систему подсказок. Когда ребенок ошибается, система не просто говорит ему: «Ошибка!». Она анализирует, почему та была допущена, и дает соответствующую подсказку. Например, ребенок решает пример 2+5 и вводит ответ «98» или «абвг». Система понимает, что ребенок ввел неправильный ответ, потому что отвлекся или невнимательно прочитал задание, и дает ему подсказку: «Соберись». Если же ответ отличается от правильного на единицу или две, система понимает, что ребенок обсчитался, и спрашивает: «Что будет, если разбить твой ответ на слагаемые?»

В олимпиаде таких подсказок нет, мы не стали переносить их из Яндекс.Учебника. Все-таки олимпиада должна не только учить, но и давать возможность проверить себя.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube