Качество образования // Комментарий эксперта

Заочное обучение и дистанционные курсы покрывают потребности в самообразовании

Профессор Института развития образования НИУ ВШЭ комментирует инициативу Минобрнауки узаконить самообразование в колледжах и вузах.

Заочное обучение и дистанционные курсы покрывают потребности в самообразовании
Фото: 4esnok.by

В школах есть семейное образование, когда ребенок обучается дома, а школа гарантирует итоговую аттестацию. Если ребенок ее проходит, школа выдает документ о соответствующем уровне образования – начальном, основном или среднем.

Школа может установить и промежуточные аттестации – раз в четверть или даже раз в неделю.

В этом случае ответственность полностью ложится на родителей (законных представителей) ребенка, и школа не получает за такого ребенка деньги в объеме норматива, поскольку он не включен в контингент обучающихся.

Другое дело – домашнее обучение, когда по тем или иным медицинским показаниям школьник обучается дома.

Такой ребенок включен в контингент обучающихся, школа получает за него деньги в объеме норматива. К нему домой должны приходить учителя, оставлять задания.

Несмотря на коэффициенты к нормативам, установленные на домашнее общее образование по медицинским показаниям, денег все равно не хватает, и многие родители жалуются, что оно организовано довольно плохо.

В Москве такая форма образования компенсируется МЭШ, в других регионах ситуация значительно сложнее.

Иногда обучение больных детей организуется на базе клиник.

Что касается высшего образования, то у нас есть очное, очно-заочное (вечернее), заочное обучение и разнообразные технологии его получения: модульные курсы, онлайн-обучение, e-learning.

Школьного аналога домашнего обучения в вузах пока нет.

Даже в заочном образовании есть очная составляющая: консультации, сессии.

В случае дистанционной формы учитель может вести занятия с аудиторией вживую, а часть студентов подключается по интернету.

В случае с e-learning все материалы – лекции, задания – предоставляются студентам (и очникам, и заочникам) в электронном виде.

Поэтому понятие домашнего образования трудно причислить к существующим формам высшего образования, поскольку не ясен вопрос о получении диплома.

Без внесения изменений в Закон «Об образовании в РФ» нельзя установить новую форму образования. И особой необходимости я в такой форме обучения не вижу. В принципе заочное обучение и дистанционные курсы покрывают потребности граждан в самообразовании.

Кстати, Рособрнадзор в последнее время проверил очень много заочных программ обучения, и значительная их часть была закрыта, особенно по техническим, инженерным специальностям. Причина – неудовлетворительное качество, отсутствие практики и лабораторных работ, необходимых для освоения таких профессий.

Ведущие вузы неоднократно отчитывались о закрытии заочных программ как приводящих к профанации образования.

Кстати, в дипломах форма обучения нигде не указана, таким образом очное, вечернее, заочное образование как бы уравнены в правах.

Тем не менее заочное образование еще остается в виде сочетания очных и дистанционных модулей, но проблема заключается в том, что норматив на студента-заочника составляет только 10% от норматива очного, и вузам этот вид обучения невыгоден. В свою очередь у студентов-заочников возникают проблемы сдать сессию, поскольку для этого им нужно брать отпуск или отпрашиваться с работы, и не каждый работодатель идет навстречу.

В рамках освоения очной программы студент вправе получить разрешение на индивидуальный учебный план и осваивать часть курсов самостоятельно, сдавая зачеты и экзамены. В среднем профессиональном образовании студент имеет право и на ускоренное прохождение программы, но сокращение сроков обучения предусмотрено не более чем на полгода.

Сегодня студенты вузов и техникумов заинтересованы ускорить освоение образовательной программы за счет самостоятельной работы .

Однако во главу угла должно быть поставлено качество образования, поэтому университет или колледж, выдавая диплом, берет на себя ответственность за качество.

Готовы ли учебные заведения при домашнем образовании взять эти риски на себя? Повлечет ли за собой домашнее образование снижение финансового обеспечения вузов? Эти вопросы остаются нерешенными, а от них зависит жизнеспособность выдвинутых предложений.



Новости





























































Поделиться