Мировая тенденция, выраженная в некоторых подходах Минобрнауки, как и в программе «Кадры для цифровой экономики», состоит в том, чтобы «развязать» освоение элементов (модулей, курсов и т.д.) образования, институты, организующие это освоение, – университеты и т.д., аттестацию того, что обучающийся что-то освоил, и человеческое общение – студенческую тусовку, контакт с учителем, профессором и т.д.
Когда я говорю «развязать», я имею в виду, что перечисленные мною компоненты профессионального образования не обязательно должны быть привязаны друг к другу.
Например, можно освоить какой-то курс в стиле MOOC (массовый открытый онлайн-курс), при этом тебе будут помогать организовать свою работу преподаватели провинциального вуза, а аттестацию ты пройдешь в каком-то ведущем университете.
Вот еще пример: Школа-21, недавно созданная в Москве по инициативе Германа Грефа, где современному программированию, цифровым технологиям молодые люди учатся прежде всего друг от друга, в своей тусовке, проводя большую часть времени в одном здании этой самой школы. При этом они не сдают экзаменов, не получают никакого формального диплома, так как школа может не иметь аккредитации. Однако выпускники школы пользуются огромным спросом со стороны ведущих IT-компаний.
Тенденция в целом – позитивная, соответствующая общественной потребности, расширяющая вариативность индивидуальных образовательных путей.