Психолог, тренер по развитию эмоционального интеллекта Школы героев GYMNASIUM Лидия Гунина прокомментировала статью Нины Добрынченко «Кто обзывается, тот сам так называется!».
Четыре причины, по которым родители обзывают своих детей
- Накопленная внутренняя злость, не получившая вовремя выхода: «просто так обозвал, потому что ребенок не вовремя попался на глаза».
- Обида как разочарование, неоправданное ожидание поведения и достижения ребенка: «обозвал потому, что ждал другого результата от ребенка».
- Самоутверждение и демонстрация власти: «обозвал, чтобы не забывал, с кем дело имеет».
- Опыт собственных детско-родительских отношений, уровень внутрисемейной культуры, допускающей оскорбительные выражения: «меня обзывали, и ничего, вырос нормальным».
Родителей не выбирают. О том, что они токсичные, ребенок не знает. Ему просто плохо, он демонстрирует эмоциональную нестабильность и не жалуется на родителей практически никогда.
Ребенок носит этот груз «нелюбви», частично сбрасывая на сверстников в виде таких же обзывательств, провокаций, задираний.
Это первый симптом, на который должны отреагировать профессионалы в учебных заведениях – воспитатели, педагоги, психологи, наставники.
Если причина кроется в домашнем унижении, то такого ребенка нужно не поучать, наставлять и отчитывать за плохое поведение, а «долюбить»: выделить лучшее в нем, поддержать в достижениях, побеседовать с родителями индивидуально, предложив способы решения проблемы.
Родителей перевоспитать невозможно. Их даже развивать не просто.
Инициативу в получении родительских навыков мало кто проявляет. Но ввести на родительских собраниях обязательную развивающую часть по основным проблемным вопросам в воспитании может любое учебное заведение, было бы желание.
Родители – живые люди, которые могут ошибаться и поступать непедагогично по отношению к своему ребенку.
Признавать свои ошибки и исправлять их – это личный пример, который родители могут продемонстрировать. Попросить прощения у ребенка не унизительно. Унизительно лишать его родительской любви.