Анна Абраменко, ведущий юрисконсульт Новосибирского института органической химии СО РАН и мама двоих детей (20 и 11 лет,) рассказала, с какого возраста стала разрешать детям распоряжаться финансами и что важно знать ребенку о безопасности в соцсетях.
1. Я начала просить дочь пойти в магазин с первого класса.
Я не понимаю, к чему готовят детей родители, которые повсюду сопровождают своего ребенка и делают с ним уроки до 4–5-го класса. Когда ты впервые даешь ребенку деньги и говоришь: «Это тебе на неделю», конечно, сначала у него может возникнуть мысль: «Куплю сейчас все конфеты!» Но позже он начинает внимательнее относиться к этим деньгам. Так, кстати, дети учатся еще понимать, что такое зарплата и почему она иногда «вдруг» заканчивается. Сейчас своей карточки у дочери еще нет, но она знает пароль от моей, чтобы могла сама расплатиться в магазине. Каким был первый поход моего ребенка в магазин? Я наблюдала из окна, как дочь дошла до магазина, рассчиталась и вернулась домой. Этот вопрос достаточно субъективный, но, если ребенок говорит, что готов к самостоятельности, и проявляет интерес, его не стоит ограничивать.
2. Деньги у младшей дочери появились еще до школы.
Когда ее друзья спрашивали, что подарить ей на день рождения, она могла попросить деньги, чтобы позже что-нибудь купить. Правда, затем вместо покупок начала копить. Мы однажды прочитали очень интересную детскую книгу «Пёс по имени Мани» Бодо Шефер. Это милая история про девочку, которая училась грамотно обращаться с деньгами. Мы вместе смотрели короткие видеоуроки, где в течение 3–4 минут доступным языком рассказывают о финансовой грамотности, безопасности в интернете и других важных вопросах. Мы можем часто убеждать детей, что хорошо, а что плохо, но, если сами не будем следовать тому, чему учили, все уроки напрасны.
3. В школе не будут учить финансовой грамотности и онлайн-платежам, отдавая это под ответственность родителей.
Если школе нужно будет провести такой урок по учебной программе, возможно, для него выделят время. Но пока таких занятий в нашей программе я не встречала. Однажды у моих детей провели урок финансовой грамотности, на котором рассказывали про Монетный двор, как создавались деньги и что такое обмен, но до вопросов, как обращаться с банковскими карточками и защищать свои данные в цифровую эпоху, они, кажется, не дошли. Если у этих школьников спросить, чем кредитная карта отличается от дебетовой, они вряд ли смогут ответить на такой вопрос. Сейчас учителя, школьники и родители чаще участвуют в образовательных проектах, например, «Всероссийский урок безопасности», организуемый при участии МЧС России, РОЦИТ, московского департамента ГО ЧС и ПБ Москвы и корпорации «Российский учебник». Этот проект позволяет развивать навыки, помогающие действовать грамотно в реальной жизни и в сети, и приятно, когда школы обращают внимание на такие возможности. Мы с удовольствием прорешали задания урока «Цифровая грамотность и шопинг в интернете», мне и себя было интересно проверить.
4. На компьютерах наших детей не стоит программа «родительского контроля».
На самом деле все достаточно просто. Сейчас моя дочь в том возрасте, когда не стремится что-то скрывать, оставляет открытыми вкладки, поэтому легко увидеть, какие сайты она посещает. Она еще не доросла до того пубертатного периода, когда дети начинают делить на «мое» и «твое». Что касается старшего, я старалась контролировать его активность в интернете до 15–16 лет. Когда он зарегистрировался в соцсетях, объяснила ему, что можно делать, а чего не следует. Например, что страницу могут смотреть не только друзья, но и те, кому это не нужно. Сейчас старшему уже бесполезно что-либо рассказывать об онлайн-безопасности, он точно знает об этом больше, чем я.
5. Сейчас я прошу младшую дочь не выкладывать личные фотографии в соцсети.
Детям важно объяснить, что социальные сети – это не семейный фотоальбом. Но, когда им исполняется 15–16 лет, рекомендации становятся ненужными: ты просто наблюдаешь, какую информацию они размещают на своих страницах. Мы говорили детям, что, если на улице незнакомец заведет с ними разговор об их увлечениях и домашних питомцах, которые у нас есть, не стоит удивляться и продолжать диалог. Следует делать открытым профиль только для близких и друзей, с которыми дружишь в реальной жизни. Ребенку важно понимать, что в соцсетях каждый сам для себя определяет границы.