Удивительное дело: начинаем говорить о патриотизме – и вкладываем в детские руки автомат Калашникова, начинаем говорить о толерантности – и наши юные слушатели тут же с энтузиазмом находят религиозно-нравственное основание для жесткого буллинга одноклассницы.
Очень хотелось бы послушать аудиозапись этого челябинского урока. Теперь, задним числом, учительница, конечно, уверяет, что засевала детские умы и сердца тщательнейше выверенной смесью разумного, доброго и вечного – и сама не меньше нашего потрясена результатом: «они меня не так поняли», «они истолковали мои слова превратно».
А вот мне кажется, что она в лучшем случае сама не понимает смысл понятия «толерантность», а в худшем – втайне ненавидит эту «вынужденную терпимость черт знает к чему» всеми фибрами своей чистой педагогической души.
Что же до детей, то они просто считали ее искренний «месседж» между произнесенных казенных строк. Они свою учительницу прекрасно поняли и вполне адекватно истолковали – тем более что видят и слышат ее далеко не впервые.
И еще жаль, что автор информации об этом злополучном уроке умолчал о возрасте «воспитуемых». Судя по контексту, перед нами ученики начальной школы.
И это обстоятельство позволяет взглянуть на ситуацию не только со школьной, но и с семейной колокольни. Итак, класс практически поголовно крещеный. Это значит, что родители еще каких-то девять-десять лет назад, неся свое чадо к купели, уповали воспитать его в духе христианской любви. Ну вот и воспитали. Да и школа, как видим, посильно помогает.
Впрочем, будем справедливы к родителям и учителям – ведь они делом заняты: первые – работают, вторые – учат. Воспитывать детей им всем совершенно некогда. А если воспитания (т.е. систематического и глубокого погружения ребенка в культуру) нет, то, как известно из психологии, торжествуют первобытные инстинкты. Буллинг (травля не такого, как «мы») – из их ряда.
Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18:3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Христианство, как и все мировые религии, несет универсальный культурно-нравственный код, делающий возможным диалог – и между народами, и между людьми. И именно этот межличностный диалог самый трудный. Ему нужно учить с детства. Дома, в детском саду, в школе. Нужно хотеть учиться самому.
Если рассматривать челябинский урок толерантности как «контрольный срез формирования коммуникативной компетенции», то всем трем «институтам социализации» должен быть выставлен заслуженный «неуд».
Но кто будет готовить наших детей к «переэкзаменовке»?