Из омской школы № 99 за последние два года уволились 15 учителей. По словам педагогов, одной из главных причин увольнения стали низкие зарплаты. Прокуратура начала проверку, а министр образования Омской области Татьяна Дернова поспешила напомнить о том, что зарплаты омских учителей складываются из нескольких показателей.
«Если человек озвучивает свою зарплату в 15 тысяч, он не озвучивает свою нагрузку, свою категорию, классное руководство. Всё это повышает уровень зарплаты. Если нагрузка учителя такая и нет дополнительных повышающих коэффициентов, отсутствует фонд стимулирования, нет достижений у учащихся, то, возможно, зарплата и будет 15 тысяч рублей. Зарплата — она очень индивидуальна, нужно по каждому учителю смотреть, как она складывается. Но зарплаты у педагогов не одинаковы», — процитировал Татьяну Дернову «Омск-Информ».
В ответ на заявление министра омский учитель Степан Кошкарёв написал колонку о реальном положении дел в омских школах. Он рассказал о переработках, дополнительных нагрузках, которые берут учителя, чтобы получить достойную зарплату, но всё равно нервно смеются, когда слышат цифры Омскстата.
Реальный размер зарплат омских педагогов по-прежнему остаётся загадкой. Начнём с сухой статистики. По данным Омскстата, средняя зарплата омских учителей за январь – сентябрь 2019 года составила 30 547 рублей в месяц, учителей областных школ — 29 512 рублей.
Далеки ли эти цифры от истины? Разбираемся вместе с учителями омских школ. По понятным причинам все они пожелали остаться анонимными.
— Я работаю по шесть дней дней в неделю, иногда приходится ещё и дома готовиться к занятиям. Ставка учителя — это 18 рабочих часов в неделю — 8500. За категорию, первую и высшую, эта ставка увеличивается на 10 и 15 процентов соответственно. Посчитать несложно, это ниже прожиточного минимума. Но никто 18 часов и не ведёт. Есть еще так называемая надбавка по положению: если учитель выполняет какую-то работу, не являющуюся его прямыми обязанностями, но она в последнее время ничтожно мала. Где-то 500–1500 рублей. Так, например, у меня высшая категория, то есть самая высокая квалификация. Количество часов урочной и внеурочной деятельности у меня — 40, и это при ставке 18 часов. Есть ещё три вида дополнительных обязанностей, за которые мне доплачивают 600 рублей.
В итоге я получаю на руки 27 тысяч рублей. И это одна из самых высоких зарплат у нас в школе.
А если категория ниже и нагрузка меньше, то этими цифрами и не пахнет. Есть ещё премиальный фонд, но о нем мы слышали, наверное, лишь однажды зимой, и эти выплаты были сущими копейками. В среднем учителя в нашей школе зарабатывают 18–22 тысячи рублей. Есть и те, кто за 15 тысяч работает при маленькой нагрузке. Многие говорят о борьбе с избыточной отчетностью. Чего-то реально стало меньше, но к имеющимся отчётам и их оформлению ужесточились требования. А ещё нас задавили мероприятиями. Куче организаций нужно «залезть» в школу и якобы провести мероприятие. При этом мы — учителя — должны сами собрать детей, подготовиться к мероприятию, оформить кучу бумаг и привезти учеников к месту проведения за свой счет.
По словам учителей, средняя зарплата в школе с учётом дополнительных нагрузок, классного руководства и 30 рабочих часов в неделю — не более 25 тысяч.
А вот мнение омской учительницы русского языка и литературы.
— В школах очень интересная система начислений: есть ставка, категории, грамоты, внеурочная деятельность, проверка тетрадей, классное руководство. Я получаю около 25 тысяч рублей в месяц, но, чтобы заработать эти деньги, нужно буквально жить в школе. Был месяц, когда у нас сняли доплаты за классное руководство и проверку тетрадей (а так могут), — и получилось 22 тысячи. В этом году я вела уроки у трёх девятых классов и двух шестых. Плюс факультативы и внеурочная работа. Всего 43 часа в неделю, а ещё и классное руководство. Свободного времени нет вообще! Готовиться к урокам сил не остаётся из-за бесконечной проверки тетрадей. Рабочий день, если учесть проверку тетрадей, длится 8–12 часов.
Ещё один омский учитель, которому приходится вести уроки по двум предметам, рассказал, что средняя зарплата в его школе 22–23 тысячи. Но это при 36 рабочих часах в неделю, то есть при двойной нагрузке.
— При ставке 18 часов в неделю учителя получают 8500. Прибавляем к этой цифре надбавку — 10 процентов за стаж и классное руководство — 40 рублей за ребёнка. Детей в классе где-то 28–30 человек. Часов у меня и у многих учителей по 36 в неделю. Это по шесть уроков каждый день. Работать сложно. Все устают. Плюс проверка тетрадей и контурных карт, лабораторных работ — за это не платят. А ещё подготовка к урокам. Когда? Ночью. Времени на личную жизнь нет. Учителя поэтому в основном и одиноки. Вот и средняя зарплата получается около 22–23 тысяч рублей, плюс если есть надбавки и стимулирующие выплаты — а это может быть за ответственность в школе за пожарку, охрану труда, антитеррор, Дневник.Ру и многое другое. Но это надо вообще жить в школе. Премии если и бывают, то раз в год, и это всего лишь 500 рублей. Много документации, от которой не успеваем отписываться. А ещё странная система курсов в институте развития образования. Курсы стоят очень дорого, платят за них из фонда школы, и зачем они тут нужны — непонятно, если в интернете можно дистанционно все сдать в московском вузе и дешевле. При этом аттестация педагогов — одна из худших по сравнению с другими регионами. Учителя доказывают, что они не сантехники. Никто никогда не поддержит и не похвалит.
Многие педагоги не скрывают, что подумывают о смене профессии.
— У меня педагогический стаж — девять лет и степень магистра. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Хотела выйти на работу в этом году, но максимум, что мне предложили, — 15 тысяч рублей за 23 урочных часа и классное руководство. Это фактически 45–50 часов в неделю работать. Решила ещё год посидеть с ребенком, лучше уделю ему больше времени, чем работать бесплатно. Да и после декрета на такую зарплату я не пойду.
В комментариях под материалами NGS55.RU о зарплатах омских учителей были указаны цифры, которые оказались ещё дальше от цифр, озвученных Омскстатом.
— Я работаю учителем в школе Омского района больше 25 лет и при нагрузке 22 часа и +3 часа внеурочной работы получаю 20 тысяч рублей. Премиального фонда в нашей школе давно нет, а из него нам раньше оплачивали проверку тетрадей, — поделился педагог.
— Я работаю педагогом-психологом в омской школе-интернате № 2. Стаж — 35 лет, высшая категория и 43 ребенка с ограниченными возможностями в работе. Оклад — 7958, он не индексируется, так как у нас нет приставки «учитель», как у логопеда и дефектолога. Психологи не попадают под майские указы. Со всеми надбавками на руки я получаю 12 707. Премий нет с марта. В работе 8 детей в предсуицидальном состоянии. А вот техничка у нас получает 18 тысяч, так как ей доплачивают до МРОТ. Абсурд! За два года в нашей школе были уволены или уволились 18 педагогов, и молодых, и ветеранов. А мы даже ветерана уже не получим. Ведь только в нашем министерстве выбрали не почетную грамоту, а какой-то знак, дающий право на ветерана. Критерии его получения нереальные: звание, медаль. За что так обидела педагогов Васильева? Глядя на наше унизительное положение, молодые в школу не идут! Это коллапс.
— Работаю на две ставки (класс плюс домашнее обучение), руковожу молодежной организацией, веду кружки и 30 тысяч у меня нет. Уже живу в школе, но семью прокормить не могу. Премий вообще никаких нет. Не выделяют нам, говорят.