1 ноября 2019 года состоялась конференция работников и обучающихся ФГБОУ ВО МГППУ по выборам ректора. В соответствии с решением конференции ректором ФГБОУ ВО МГППУ избран Аркадий Аронович Марголис.
Аркадий Марголис - российский психолог, один из создателей Московского государственного психолого-педагогического университета (1997 г.). Работает в университете с момента его основания. В 1998 занимал должность проректора по учебной работе Московского городского психолого-педагогического института; профессор кафедры «Педагогическая психология» по настоящее время. В 2017 году присвоено звание Почетного профессора МГППУ. Ранее был удостоен Почетным званием «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2007 г.) и имеет нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004 г.).
Приглашен в качестве эксперта в межведомственную группу Министерства просвещения Российской Федерации по Национальной системе учительского роста (НСУР) (член группы).
Аркадий Марголис создал более 90 научных публикаций, из них 10 учебных изданий, более 80 работ на русском и английском языках в российских и зарубежных изданиях.
Реализованные инициативы и проекты:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (1997 г.) (совместно с В.В. Рубцовым)
Создан первый в России специализированный психолого-педагогический университет. Рейтинг востребованности вузов РФ (РИА Новости):
1 место в группе гуманитарных и педагогических вузов РФ (2016), 4 место (2017). Вуз – лидер в области психолого-педагогического образования РФ.
Инновационная программа развития психологического образования (ИОП МГППУ) (2007-2008 гг.), со-руководитель (совместно с В.В. Рубцовым).
Единственный вуз субъекта Федерации, вошедший в список 57 инновационных вузов России. В рамках проекта создана и внедрена уникальная программа развития психологических исследований (фундаментальных и прикладных) и психологического образования. Создан первый и единственный в Российской Федерации, СНГ и Восточной Европе Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследовании (МЭГ-центр), Научно-образовательный центр «Экспериментальная психология».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) (2009 г.) по направлению «Психолого-педагогическое образование» (ППО), основной со-разработчик (совместно с В.В. Рубцовым, Ю.М. Забродиным).
Создано новое направление подготовки, в которое вошли 13 ранее существовавших специальностей высшего образования, разработаны стандарты компетентностной подготовки по 10 профилям уровня бакалавриата, магистратуры и специалитета;
Создание УМО по направлению ППО на базе МГППУ(2010 г.) (член Президиума).
В УМО вошли около 50 вузов РФ, осуществляющих подготовку по направлению «Психолого-педагогическое образование»;
Проект модернизации психологической службы системы образования Москвы (2012-2013 гг.) (научный руководитель).
В рамках проекта разработана и внедрена новая модель деятельности психологической службы и педагогов-психологов, соответствующая задачам психологического сопровождения реализации основных образовательных программ, выделены 2 основных направления (сопровождение ООП и коррекционная работа с учащимися с ОВЗ). Разработаны типовые программы сопровождения образовательных организаций со стороны ПМСЦ. Предложенная модель внедрена в практику психологической службы ДОгМ, нормативно закреплена в Законе об образовании (с. 42) и структуре трудовых функций в профессиональном стандарте педагога-психолога;
Проект модернизации педагогического образования в РФ (МОН РФ 2014-2017).
Со-разработчик концепции модернизации педагогического образования (2014 г.). Научный со-руководитель федерального оператора комплексного проекта (2014 - 2015 гг.) и научный руководитель оператора проекта (2016 - 2017гг.).
Разработана новая методология, содержание и технологии подготовки педагогов всех профилей в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которые прошли успешную апробацию в 65 университетов из 51 региона РФ-участников комплексного проекта. Разработана и апробирована система независимой оценки квалификации выпускников (будущих педагогов), реализованы клинический и деятельностный подходы в подготовке педагогов на основе новой модели школьно-университетского партнёрства.
Проект создания научного журнала «Психологическая наука и образование» (1993-2018 гг.).
Автор идеи (совместно с В.В. Рубцовым), руководитель проекта, Первый заместитель главного редактора.
Идея создания специализированного научного журнала для психологов, интересующихся сферой образования, и педагогов, интересующихся исследованиями в сфере психологии. По данным Science Index РИНЦ (2016 г., 2017 г., 2018 г.) журнал занимает 1-ое место по направлению «Психология», 2-ое место по направлению «Образование», 37-ое место в общем рейтинге всех научных изданий, издаваемых в РФ (2017), индексируется WoS, входит в перечень ВАК;
Проект создания журнала «Культурно-историческая психология». Автор идеи создания журнала (совместно с В.П. Зинченко, В.М. Муниповым, В.В. Рубцовым).
Заместитель председателя редакционного совета. Междисциплинарный научный журнал посвящённый истории и современному состоянию культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии. Журнал аффилирован с международным обществом ISCAR, является двуязычным, индексируется WoS, Scopus, Американской психологической Ассоциацией (APA), входит в перечень ВАК;
Портал психологических журналов psyjournals.ru.
Автор проекта создания первого в РФ открытого полнотекстового онлайн портала с размещенными на нем психологическими ресурсами (МГППУ и других изданий). В настоящее время содержит открытый репозиторий более 20 научных изданий.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru («PsyJournals.ru Portal of Russian Psychological Publications») включен в международный рейтинг академических репозиториев The Ranking Web of World repositories (CSIC) и занимает 55 место (по данным 2015 года).
Проект «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования») (МОН РФ, 2016г.), научный руководитель проекта.
Разработана и апробирована инновационная модель подготовки учителей начальных классов на основе требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО.
Проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», (МОН РФ, 2017-2018 гг.), научный руководитель проекта.
Разработана и апробирована новая модель аттестации педагогов разной квалификации (учитель, первая и высшая категории) на основе единого фонда оценочных материалов (ЕФОМ) и проекта профессионального стандарта педагога. Апробирована оценка квалификации будущих педагогов (включая выпускников педагогических вузов – профессиональный экзамен).