Знание – Познание
Знание и познание взаимосвязаны и не могут существовать и развиваться одно без другого.
Знание (состояние) увеличивается благодаря познанию (процессу), которое использует уже накопленное знание, включающее не только известные факты и закономерности, но и проблемы – например, факты, которые не могут быть объяснены с помощью уже известных закономерностей, а также закономерности, которые не согласуются друг с другом.
При «знаниевой парадигме» доминирует знание (фактов, закономерностей и алгоритмов их применения). Учитель выступает как репродуктор «готового» знания, а ученик – как пассивный его приёмник.
При исследовательском же подходе к обучению знание и познание являются частями единого целого. Главными элементами нового знания и целью познания являются при этом не отдельные факты, а закономерности.
Обнаружение (открытие) новой закономерности происходит в соответствии с научным методом познания: наблюдение гипотеза опыт. На основании наблюдения возникает проблема, на которую учитель должен обратить внимание учеников. Гипотеза формулируется с целью решения этой проблемы.
Исследовательский подход к обучению предполагает, что ученик участвует в наблюдении, формулировании гипотезы и постановке (или по крайней мере обсуждении) опыта. Открытие новой закономерности – пример индуктивного мышления, обусловленного во многом интуицией.
Именно индуктивное мышление (сформулируй гипотезу, догадайся!) дарит ученикам «радость открытия» и является важным средством положительной внутренней мотивации при обучении.
Применение же закономерностей требует дедуктивного мышления. Оно не имеет такой положительной эмоциональной окраски, как индуктивное (догадка).
При формировании культуры исследования у учеников особенно важно учитывать следующее.
Во-первых, внутренняя мотивация несравненно действеннее внешней, причём не только отрицательной («кнут»), но даже положительной («пряник»).
Во-вторых, для формирования и проявления исследовательского подхода нет ничего хуже, чем страх ошибиться.
Человек учится только до тех пор, пока он ошибается: когда он перестаёт ошибаться, он становится исполнителем.
А исполнителем ученик должен быть только на экзамене или контрольной, на остальных уроках основной упор надо делать на обучение, а не на контроль. Сегодня же контроль, увы, доминирует практически на всех уроках.
Как же сделать так, чтобы ученик реально участвовал в открытии новых (для него) закономерностей и осознанно применял их?
Закон – Явление
Что должно быть объектами исследования при исследовательском подходе к обучению? И каковы должны быть результаты исследования?
Ответ на этот вопрос даёт дуализм «Закон – Явление».
При «знаниевой парадигме» обучения приоритет отдаётся законам. Многие учебные курсы представляют собой «своды законов», а явления рассматриваются как «дополнительный материал» для подтверждения или иллюстрации законов.
При таком построении курса законы заучивают, а не понимают, потому что понимание закона рождается только в процессе его (субъективного) открытия и применения.
При разработке исследовательского подхода к обучению надо исходить из того, что все законы природы были открыты в поисках объяснения природных явлений. И используют законы природы для предсказания тоже природных явлений (в том числе в специально созданных условиях).
Следовательно, при исследовательском подходе к обучению законы и явления должны быть равноправными. Ученики совместно с учителем открывают законы для объяснения явлений, формулируя гипотезы (догадки!) и подтверждая их на опыте, а затем используют открытые законы для предсказания других явлений – решая задачи.
Итак, при исследовательском подходе к обучению объектами исследования являются явления, а результатами – законы и закономерности, справедливые для этих явлений.