Родители // Статья

Что делать, если ценности, которые мы прививаем детям в семье, противоречат тому, чему их учат в школе?


Что делать, если ценности, которые мы прививаем детям в семье, противоречат тому, чему их учат в школе?
Фото: lovelytab.com

Когда родители в своих сообществах и на форумах обсуждают школьные, да и детсадовские проблемы своих детей, то чаще всего они говорят и пишут об уровне преподавания, конфликтах с учителями и воспитателями, качестве питания, но очень редко вспоминают о проблеме, которая мне кажется очень важной. Что делать, если те ценности, которые мы прививаем детям в семье, противоречат тому, чему их учат в школе?

Ребенок оказывается в сложной ситуации: чью точку зрения принять, родительскую или учительскую? Семья совершенно светская, а любимая учительница пытается склонить ребенка к вере в Бога. Или наоборот. Не специально этим занимается, просто так получается, потому что она глубоко верующий человек или убежденный атеист. Для родителей строевая подготовка и барабанная дробь и прочие парады – кошмар их школьного детства, о чем они говорят ребенку, который должен со всем классом участвовать в возродившихся смотрах строевой выучки, вернувшихся во многие школы. Не разрешать ребенку в таких мероприятиях участвовать, когда весь класс готовится и выступает? Тогда он окажется «белой вороной», ему будет тяжело. Разрешать, объясняя, что это никому не нужная ерунда, но ладно, ничего страшного – это означает делать из ребенка двуличного конформиста. Скрывать свои взгляды, чтобы не травмировать ребенка? Тогда для него именно это станет нормальным, а очень не хочется.

Родители придерживаются либеральных взглядов, а в школе говорят, что распад СССР – «крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века». Объяснять, что не надо этому верить? Советовать высказывать учителю свое, то есть родительское, мнение? Страшновато, не любят учителя, чтобы с ними спорили. Родители – убежденные сталинисты, а учитель истории уверяет, что Сталин – злодей и преступник или наоборот. Родители ходят на акции протеста, а в школе детям говорят, что люди туда ходят за деньги, а не по убеждениям. Таких ситуаций бывает очень много, далеко не всегда они касаются политики. Это может касаться культуры, социальных проблем, да чего угодно. Иногда это мелочи (праздновать ли Хэллоуин и День влюбленных, против которого выступают родители, но его отмечают в школе или наоборот), на которые можно не обращать внимания, иногда это касается принципиальных для родителей вопросов.

Как поступить родителям, чтобы их мнение оставалось для детей наиболее авторитетным, чтобы они воспринимали их ценности, росли людьми, близкими им по взглядам, но при этом не рушился авторитет школы и учителя, чтобы ребенок не привыкал к традиционному для советского человека двоемыслию (все-таки сейчас другая эпоха), но и сам не страдал от конфликтов с учителями и одноклассниками? Это очень сложные вопросы, на которые не может быть единственно правильных ответов. В большом городе можно перевести ребенка в другую школу, позиция руководства и учителей в которой больше соответствует родительским взглядам.

А если нынешняя школа хорошая и, хотя там дети регулярно собирают-разбирают автомат Калашникова, что считается способом формирования у них патриотизма, но учителя хорошо знают свой предмет, закладывают детям крепкие знания? Что важнее – школьное воспитание или обучение?

В идеале, конечно, сочетание того и другого, но не всегда это получается. Иногда приходится идти на компромисс. В этом примере, достаточно условном, объяснять ребенку, что патриотизм – это не только военные победы, парады и оружие, но и многое другое, более важное.

Проще, если в школе в целом атмосфера, устраивающая родителей, но есть учитель, сильно выбивающийся из общего фона. Тогда можно пойти к директору или завучу, попросить повлиять на учителя, чтобы он сбавил тон, был аккуратнее в выражении своей позиции. В крайнем случае по этому предмету, особенно если он не самый важный, можно перевести ребенка на индивидуальное обучение. В каких-то случаях можно с юмором говорить ребенку, что у некоторых людей бывают странности, не надо обращать на них внимания. В некоторых случаях не возражать, чтобы ребенок не скрывал своего мнения, ссылался на родителей, что могут быть и другие взгляды на это. Почему нет?

Но самое главное – это с много говорить с детьми не только на бытовые темы, но и темы социокультурные, политические, философские, религиозные, да какие угодно, и не скрывать такие разговоры взрослых от детей.

Пусть ребенок не все понимает, но у него будет закладываться та база, которую потом будет трудно изменить. Мы все хотим, чтобы дети были нашими единомышленниками. Не всегда это получается, но надо стараться.



Новости





























































Поделиться