Казалось бы, такая абсолютно простая и понятная, даже бытовая вещь как сравнение, абсолютно не работает в ситуации представления результатов экзаменов. Хотя конечно родители, ребята, органы управления образованием иногда это делают. Почему? Это быстрый и самый простой способ определить хороших и плохих, успешных и не очень.
За время своей работы в системе образования я видел две модели оценки результатов экзаменов выпускников. Первая модель – школа в сложных условиях
Я начинал работать в обычной московской районной школе возле МКАД с соответствующим контингентом обучающихся. Постоянная забота педагогического коллектива состояла не в том, чтобы достичь высоких результатов экзаменов или проверок, а в первую очередь в том, чтобы ребята хотя бы пришли в школу, хотя бы остались на уроках, начали хоть как-то учиться, а не бузить.
Педагогов не хватало, нагрузка была высокой, результаты, по шкале экзаменов и академических проверок, низкими. Да и ребят внутри школы быстро делили на классы «приличные» и остальные. Можно было еще из второй группы сделать класс коррекционно-развивающего обучения. Ведь за такие классы доплачивали 15 %.
Тогда, во-первых московское образование делилось на «окраинное» и элитное. А во-вторых, даже внутри «окраинных» школ дети делились отстающих и мотивированных.
Вторая модель - это успешная школа с отобранными учениками, лучшие педагоги, неплохие условия и, соответственно, высокая успеваемость.
Как результат – у одних педагогов грех уныния, а у вторых грех гордыни.
А как сравнивают результаты экзаменов? Часто берут средний балл ЕГЭ или ГИА. А что это за показатель? Математику и русский язык сдают все выпускники. Хоть какая-то выборка. Правда если класс один или это малокомплектная школа… Что этот результат показывает?
Так же бывает, когда предмет выбирает один или несколько ребят. Один ребенок писал экзамен и написал на 90 баллов? Здорово. Но сравнивать с результатами другой школы бессмысленно.
Надо смотреть минимальный и максимальный результат. Сколько ребят вообще сдавали этот экзамен. Важна динамика.
Прежде чем сравнивать, необходимо создать равные условия. В первую очередь, финансовые и ресурсные. Здесь отлично работает московская модель лично ориентированного финансирования. И возможность при соблюдении ряда условий присоединиться к любому городскому проекту. Однако надо понимать, что абсолютно одинаковые условия создать не удастся никогда. Даже в Москве. Есть абсолютно разные районы, инфраструктура, уровень и качество жизни. Что уж говорить о сельских и городских школах…
Хотя сейчас в условиях развития современных технологий даже эту разницу можно нивелировать и дать возможность ученикам сельских школ приобщиться к лучшим ресурсам.
Но пока – я противник сравнения результатов экзаменов разных школ. Нужно смотреть динамику результатов детей, причем в течение всей учебы и для этого есть все необходимые инструменты. Например, независимые диагностики. А когда они проводятся регулярно или системно в третьем, пятом, седьмом, девятом (ГИА-9) и одиннадцатом (ГИА-11) классах, то траекторию обучения можно скорректировать.
В этом же задача? А не в том, чтобы получить грамоту победителя соревнования результатов экзаменов.