ЕГЭ и ОГЭ // Статья

Олимпиадники против стобальников

Как вузы стараются расшатать единый экзамен не мытьем, так катаньем, разрушая одноканальность поступления в вуз.
  • 8 октября 2019

Олимпиадники против стобальников
Фото: amideast.org

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 15 мая 2019 г. № 314, в 2019 году было выделено 312,4 тысячи бюджетных мест в бакалавриате, 77,1 тысячи бюджетных мест в специалитете и 128,8 тысячи мест в магистратуре. Также Министерство высшего образования и науки каждый год утверждает «Перечень олимпиад школьников». В «Перечень» на 2018–2019 учебный год вошли 76 соревнований. Всероссийская олимпиада школьников – самое главное соревнование для российских школьников и абитуриентов. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право быть зачисленными на профильный факультет любого вуза без вступительных экзаменов.

В этом году в РАНХиГС по целому ряду направлений бюджетные места были полностью отданы победителям и призерам олимпиад. В этом списке – «Международные отношения», «Менеджмент», «Экономика», «Реклама и связи с общественностью», «Правовое обеспечение национальной безопасности». Похожая ситуация сложилась и в ВШЭ. На таких направлениях, как «Клеточная и молекулярная биотехнология», «Городское планирование», «Язык и литература Японии» количество заявлений от олимпиадников превысило число бюджетных мест. По семи программам, в числе которых топовые сегодня «Бизнес-информатика», «Международные отношения», «Прикладная математика и информатика», вузу пришлось за счет собственных средств открывать дополнительные бюджетные места, чтобы высокобалльники ЕГЭ тоже получили возможность учиться.

По словам директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, этот спор между олимпиадниками и высокобалльниками ЕГЭ тянется несколько лет.

«Считается, что ЕГЭ все-таки отражает, насколько выпускник освоил обязательную программу, и даже часть „С“ заточена на задачи в рамках программы, в то время как олимпиады дают возможность оценить, умеет ли он решать нестандартные задачи, критически мыслить. Поэтому приравнивание победы на олимпиаде к 100 баллам ЕГЭ и право внеконкурсного поступления – это точка общественного согласия», – отметила Абанкина.

Ирина Абанкина считает, что министерство при формировании контрольных цифр приема должно проанализировать эту ситуацию и расширить число бюджетных мест на таких направлениях, чтобы хотя бы половина из них или какая-то часть была предоставлена выпускникам, поступающим по ЕГЭ. Так можно было бы установить процентное соотношение бюджетных мест для олимпиадников и егэшников. Это позволило бы создать для всех ребят равные условия и устранить существующий перекос.

«В целом ситуация по вузам достаточно стабильная, но если смотреть по отдельным специальностям, оказывается, что там либо вообще не осталось мест на конкурс, потому что все они заняты победителями олимпиад, либо остается одно-два места. Получается, что люди сдают на высокие баллы ЕГЭ, демонстрируют очень хорошие результаты, но для них конкурс настолько высокий, что попасть на выбранное направление просто невозможно», – говорит Ирина Абанкина.

«При этом стоит учитывать, что на ЕГЭ дается одна попытка, а попробовать свои силы на олимпиаде можно как минимум дважды, и обеспечить себе внеконкурсное поступление еще в 10-м классе, став победителем олимпиады. По существующей практике на бюджетные места нередко претендуют олимпиадники и текущего, и прошлого года. При этом победа в 10-м классе совсем не гарантирует, что ученик хорошо освоит обязательную программу в 11-м классе.

Олимпиадников становится даже больше, чем бюджетных мест на тех востребованных направлениях, на которые они поступают. Сейчас вузы вынуждены сами решать проблему и добавлять дополнительные бюджетные места, обучая высокобалльников за свой счет. Но это добрая воля вуза, а не обязанность, и вообще-то решать проблему – задача профильного ведомства», – заключила она.

Зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин: «Ни Эйнштейн, ни Менделеев, ни даже Садовничий не были бы стобалльниками ЕГЭ»

У министерства практически всегда остается резерв нераспределенных в результате конкурса бюджетных мест. И в случае, когда на одни и те же места претендуют одновременно победители олимпиад и стобалльники, можно было бы бюджетные места добавлять. Мне трудно оценивать в сравнении уровень стобалльников ЕГЭ и олимпиадников. В свое время было проведено специальное исследование, которое показало, что ребята, успешно сдающие ЕГЭ, и олимпиадники – это разные типы.

И если последние больше ориентированы на самостоятельное творчество, первые в большей степени – на усвоение знаний.

Сохранилось ли сейчас такое разделение, сказать сложно, поскольку ЕГЭ претерпел некоторые изменения. Но я хочу напомнить, что ни Эйнштейн, ни Менделеев, ни даже Садовничий не были бы стобалльниками ЕГЭ. И чтобы нам не противопоставлять одних другим, самое простое – резервировать специальные бюджетные места на такие случаи».

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский: «Хорошо, что есть два пути»

«Никто не обещал всем, кто сдаст ЕГЭ на 100 баллов, поступление в вуз, это вопрос выбора вуза, какой тип отличника ему нужен. Если им нужны люди, напичканные под завязку формальными сведениями, то это ЕГЭ. Если они хотят в своих стенах видеть студентов с нестандартным мышлением, способностью выходить за рамки условия задачи, находить оптимальный, а не единственный верный ответ, тогда это олимпиады. Хорошо, что есть два таких пути. При этом выпускнику и самому не мешало бы поинтересоваться, какой конкурс на том направлении, которое он выбрал, и кого туда принимают, чтобы определить для себя верную стратегию подготовки».

Леонид Кацва, преподаватель истории в гимназии № 1543: «Поступление через олимпиады, особенно вузовские (победителей Всеросса все же немного) следует бескомпромиссно отменить»

«Проблема вовсе не сводится к стобалльникам. Абитуриенты, получившие на экзамене 96–98 баллов, ничем не отличаются от 100-балльников. Но массовое (по сравнению с количеством бюджетных мест) поступление через олимпиады превращает ЕГЭ в фикцию. Идея поступления через олимпиады возникла как способ поощрения творческих детей, хуже справляющихся с рутинными задачами ЕГЭ. Однако ныне, после того как олимпиады стали пропуском в вуз, идея эта совершенно выродилась. Во-первых, участие в олимпиадах стало несравнимо более массовым, а задания олимпиад, соответственно, гораздо более типовыми, менее творческими. На самом деле задания олимпиад становятся все больше похожи на задания ЕГЭ. Во-вторых, расплодилось неимоверное количество олимпиад. Только МГУ И ВШЭ проводят три собственные олимпиады: «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», «Высшая проба». А в целом вузовских олимпиад множество. В-третьих, с превращением олимпиад в способ поступления в обход ЕГЭ вокруг них, как вокруг всякого большого спорта, появилась собственная инфраструктура: свои особые «тренеры», готовящие именно к этим олимпиадам, школы, ориентированные не на образование в целом, а именно на подготовку к определенным олимпиадам и отдающие на этот предмет по 10 часов в сетке и еще столько же во «внеурочное» время и игнорирующие прочие предметы. Одним словом, вход в эту систему «со стороны» становится невозможен. Не говоря уже о том, что участие в олимпиадах становится в 10–11-м классе самоцелью, надолго отрывает способных школьников от нормального учебного процесса. Я никогда не был поклонником ЕГЭ как формы поступления, причем самые большие претензии у меня – к зарегулированности части «С», к безумным, формальным критериям ответов, убивающим творчество на корню. Но то, что происходит с олимпиадами, еще хуже. Времена, когда участие в олимпиадах было соревнованием, приносившим лишь моральное удовлетворение да грамоту, учитывавшуюся при поступлении «при прочих равных», кажутся ныне эпохой утраченной наивной чистоты. Поступление через олимпиады, особенно вузовские (победителей Всеросса все же немного) следует бескомпромиссно отменить. Раз уж ЕГЭ – так ЕГЭ. Все в одинаковых условиях. Без тренеров, «допущенных к столику» с экзаменационными (олимпиадными) заданиями».

От редакции


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube