Конкурс на поступление в высшие учебные заведения в 2020 году станет еще жестче. Это следует из правил на будущий год, опубликованных вузами. Проходные баллы снова подрастут. Достаточно ли результатов ЕГЭ для поступления или необходимы радикальные изменения системы оценки знаний абитуриентов? Ситуацию обсудили участники дискуссии, организованной Центром трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО.
С каждым годом растет число университетов, предъявляющих высокие требования к абитуриентам. Сегодня уже никого не удивляет, что проходной балл в престижный вуз оказывается выше 300 – максимально возможной оценки по результатам трех испытаний на ЕГЭ. Например, Школа перспективных исследований Тюменского государственного университета учитывает индивидуальные достижения поступающих, МГУ и Высшая школа экономики проводят дополнительные испытания, а Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ обещает в будущем году присуждать до 10 дополнительных баллов призерам и победителям чемпионатов «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» и «Профессионалы будущего (JuniorSkills)». Ежегодно растет процент поступивших по результатам олимпиад, в этом году из шести с лишним тысяч бюджетных мест в МГУ около трех тысяч ушло победителям и призёрам таких соревнований. Для талантливой молодежи показатели ЕГЭ уже не являются решающим фактором.
«Все это уже не позволяет воспринимать госэкзамен как единый стандарт. Наступил момент, когда одного ЕГЭ уже недостаточно, вузам требуются инструменты для более тонкого отбора студентов», – отмечает директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.
Десять лет назад введение единого госэкзамена было необходимо, чтобы устранить коррупцию и сделать прозрачной систему поступления в университеты, напоминает директор Центра. Однако сегодня эта задача выполнена, система «зачищена».
«Ориентируясь на результаты ЕГЭ, вузы конкурируют за талантливых и мотивированных студентов», – говорит проректор по учебной и воспитательной работе Дальневосточного Федерального университета Анна Тышецкая. Единый госэкзамен, по её словам, – это прежде всего инструмент независимой и объективной оценки знаний, полученных молодыми людьми в школе. При всех ограничениях самого механизма оценивания существует прямая корреляция между баллами, полученными на госэкзамене, и умением человека учиться. «Мы видим это на примере ДВФУ, куда ежегодно поступает 5,5 тысяч студентов. Еще несколько лет назад средний балл первокурсников равнялся 69, сегодня – 74, и разница между этими курсами огромна. ЕГЭ дает нам возможность чистого измерения. Мы видим, насколько вуз интересен для абитуриентов с высокими результатами. В нашем случае рост среднего балла показывает, что преобразования, которые происходят в университете, востребованы, а новые возможности интересны молодым людям», – отмечает Анна Тышецкая.
Впрочем, сами студенты смотрят на ЕГЭ иначе. «Несмотря на то что у меня высокий балл, я все же не считаю ЕГЭ объективным способом проверить знания учеников», – заявила Лада Волохова, студентка Тюменского госуниверситета, получившая в 2019 году 100 баллов по литературе. Бывает так, что человек отлично учился 11 лет, но какие-либо обстоятельства (волнение, недосып, проблемы в личной жизни или семье) способствовали плохим результатам экзамена.
«Апелляция, как правило, ничего в этом случае не дает. Поэтому данная система весьма сомнительна», – говорит студентка ТГУ.
Работодатели настроены еще более радикально. Ведь далеко не все вузы обеспечивают одинаково высокий уровень подготовки студентов. «Было бы логичнее развернуть тезис и спросить: а высшее образование в России достаточного или недостаточного уровня, чтобы принимать абитуриентов с текущим уровнем подготовки после ЕГЭ?» – задал вопрос Илья Созонтов, предприниматель, блогер, основатель проекта популяризации истории HISTRUCTOR. «А если спросить, достаточно ли подготовка к ЕГЭ связана с реальными требованиями рынка, то под вопрос придется ставить не ЕГЭ как инструмент, а саму систему образования с 1-го класса по бакалавриат и магистратуру», – отметил участник дискуссии.
Однако качество образования и амбиции многих вузов выходят в последние годы на новый уровень. Есть претензии на глобальную конкурентоспособность (российские университеты регулярно входят в топы международных рейтингов), появляются новые нестандартные образовательные программы со своими требованиями к абитуриентам. «Новые правила приема в вузы содержат лишь косметические изменения, но не пришло ли время радикального пересмотра существующей системы?» – заявила Дара Мельник, руководитель исследовательской группы в Центре трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО.
«Вузы, претендующие на глобальное лидерство, проходящие процесс трансформации, должны иметь право на самоопределение, в том числе в части отбора будущих студентов: для кого-то ЕГЭ будет приемлемым и самодостаточным инструментом, а какие-то вузы должны иметь возможность ввести дополнительные испытания», – заявила Ольга Назайкинская. Но это право, по её словам, нужно заслужить.
В Центре трансформации образования назвали три критерия, которым должен соответствовать вуз, претендующий на право проводить собственные экзамены. Во-первых, это достаточно высокий минимальный проходной балл, который удерживается на протяжении нескольких лет. Во-вторых, наличие большого конкурса даже при высоком проходном балле. В-третьих, drop-out – отсев студентов с первого курса.
Именно растущее число отчислений с начальных курсов является главным аргументом для введения собственных вступительных экзаменов в вузах.
«Они помогут вузам найти “тех самых” абитуриентов, мотивированных на учебу именно на этом факультете. ЕГЭ может дать баллы для поступления, но с выявлением действительно заинтересованных молодых людей, которые смогут дойти до финиша, единый госэкзамен справляется не всегда», – отметила Ольга Назайкинская.
Полина Каневская