Впервые посетил слёт кураторов Российского движения школьников. Ощущения смешанные. Сам я никогда не любил лагерную романтику. Какой-то не романтичной она мне всегда казалась.
Строем под знамя
Я думаю, что пионерско-стройотрядовская атрибутика и способ деятельности, с одной стороны, способствуют некому единению людей между собой, но с другой стороны – противоречат абсолютно всем веяниям современного мира. Как будто это сообщество существует вне времени. Отрядно-лагерная система не приемлет сменные группы, индивидуализацию, неопределенность и другие моменты, обеспечивающие развитие. Конечно, вслух произносится, что вожатый – это любой человек, который занимается детьми и может вести их за собой, но само по себе это название накладывает определенный отпечаток и несет в себе стереотип. Вожатый – это игры, вожатый – это строем под знамя, вожатый – это лагерные песни под гитару, отбой и т.д. И далеко не все в состоянии избавиться от этого стереотипа и быть современными. А многим просто комфортно внутри этой системы. Есть четкие обязанности, и это снимает ответственность за общий результат.
Что происходит с детьми, попадающими к такому вожатому?
Для детей вожатый становится значимым взрослым, они считывают его образ и неосознанно присваивают его.
По сути, на каждом лагерном съезде просто происходит передача вековых традиций от старшего поколения к младшему.
Сначала ты ездишь в лагерь ребёнком, потом вожатым, потом куратором – и вот ты уже организатор. И ты продолжаешь нести ту культуру, в которой вырос. И что в этом плохого? Есть какое-то сообщество и вроде как общение и преемственность. Но, как выяснилось, это история без продолжения. Есть даже такая вожатская присказка, в которой говорится, что после лагеря дружбы нет. Поэтому всё попахивает формальностью. Мы собрались на выезд, который длится три дня, на недельный выезд или двадцатиоднодневную смену, хорошо исполнили свои лагерные роли и разошлись навсегда, в лучшем случае – до следующего выезда. Как быть с этим?
Где зарыта польза?
Любой лагерь, как правило, четко распланирован и не имеет возможности поставить кого-либо в ситуацию неопределенности, не занимается организацией качественной рефлексии, соответственно можно предугадать решение всех задач, поставленных на любой лагерной смене. И это сводит эффект развития к нулю. Из лагеря в лагерь повторяются мероприятия, приёмы и т.д.
Почему стройотряды и лагерные сообщества часто сравнивают с сектой?
Потому что это сообщества, в которых есть строгие правила и в которые очень легко войти, но не так просто выйти. А где движение вперед, гибкость?
Глупо бороться с системами
Но оставим максимализм. На самом деле в основе любой, даже самой авторитарной системы находятся люди. В случае с РДШ это в большинстве своём творческие, интересные, любящие своё дело профессионалы. (По крайней мере такие люди были в команде, в которой волею судеб оказался я.) Каждый большой проект и большая организация состоит из людей. И не нужно пытаться сломать сложившуюся веками систему.
Не нужно ждать инициативы от организации и руководства, нужно просто начинать работать с конкретными людьми. Так быстрее, так продуктивнее, так полезнее всем.
Организации, как правило, очень грузные и неповоротливые. А с людьми можно создавать настоящее здесь и сейчас. На что я искренне надеюсь и что собираюсь сделать!
Только профессиональное сообщество (читай – сообщество заинтересованных людей, горящих своей работой и готовых выходить за рамки) может двигать что-либо вперёд. Важно, чтобы это было не формальное сообщество, которое собирается только для того, чтобы вместе тусоваться, хотя это тоже важно, педагоги должны чувствовать поддержку друг друга. Этим активно занимаются профсоюзы и советы молодых педагогов, которые обеспечивают тусовки и умудряются закладывать в них развивающую составляющую.
Но я имею в виду тусовку другого порядка, такую тусовку, которая получает удовольствие не только от развлечений, но и от совместной деятельности по совершенствованию чего-то, совместной инновационной деятельности. От разработки новых подходов и методов в образовании и от практического применения этих подходов. Тусовку, в которой делают общее дело, не задаваясь вопросом «сколько я за это получу?», но в итоге никто не остается забытым. Тусовку, где не делят идеи на свои и чужие. И такое сообщество могло бы приносить реальную практическую пользу.
В конечном итоге всё делают люди. Не важно, частью какой организации или системы они являются. Ищите единомышленников, начинайте много и упорно работать и, главное, получайте от этого удовольствие.