Что общего между Достоевским и Шаламовым, Германном и Раскольниковым, и почему без Пушкина нельзя понять современную литературу
Педагоги и родители все чаще задумываются о том, как увлечь чтением современных подростков, как привить им вкус к чтению художественной литературы, причем к чтению вдумчивому и глубокому. Вспомним высказывания министра просвещения Ольги Васильевой о том, что наши дети не умеют читать и их надо приучать к функциональному чтению.
Большое счастье, что учителя, владеющие такими секретами, есть, и об одной из них я хочу рассказать.
Впервые я узнала об учителе русского языка и литературы знаменитого лицея «Вторая школа» Юлии Петрухиной в 2017 году на семинаре «Методическая копилка», где она рассказывала о своей методике преподавания под условным названием «уроки трогательной литературы». Суть данной методики заключается в том, что литературу… можно потрогать.
То есть приблизить классику к поколению цифровой эпохи через предметы и реалии далекого XIX века. Для этого Юлия Петрухина собирала вещи, аутентичные эпохе Пушкина, Грибоедова, Гончарова и других писателей. Так, в ее кабинете хранится четверговая соль, которой лечилась одна из героинь романа Тургенева «Отцы и дети» Арина Власьевна – мать Базарова. Юлия Борисовна считает, что эта маленькая деталь очень важна, так как характеризует Арину Власьевну как человека патриархального, суеверного. И детям нелишне получить «живое» представление об этом предмете.
Одно из недавних приобретений – старинная лубочная картинка, купленная во время поездки в Суздаль, на которой изображены все возможные последствия, грозящие карточным игрокам: проданные дома, обнищание семьи, самоубийство, сумасшедший дом. Эту картинку Юлия Борисовна показывает детям на уроках, посвященных изучению «Пиковой дамы».
Мне как раз довелось побывать на этом уроке, правда, сразу оговорюсь, что он проходил не в русле методики «трогательной» литературы, а в плане подготовки к изучению в 10-м классе романа Достоевского «Преступление и наказание».
Дело в том, что Юлия Петрухина убеждена: к изучению этого произведения необходимо готовиться, поднимаясь к нему, как по высокой витой лестнице в старинных петербуржских домах. Первая ступенька – это «Пиковая дама», вторая – рассказ Варлама Шаламова «На представку», третья – цикл стихов Некрасова «О погоде» о темном, страшном, бедном Петербурге, который предстает и в романах Достоевского, и только после этого – «Преступление и наказание».
Школьный спектакль
«Ни к одному другому тексту мы так не готовимся, как к “Преступлению и наказанию”, – сказала мне Юлия Борисовна перед началом урока и объяснила почему. – Мне часто дети говорили: “Цель оправдывает средства”, соглашаясь с этим утверждением как с аксиомой. Тем более что сейчас такое время: надо быть конкурентоспособным, побеждать в различных конкурсах. Сложно их было переубедить. А чем опасна уверенность в том, что цель оправдывает средства? Это ницшеанство, росток фашизма. Такая подготовка к чтению романа не даст им сказать, что цель оправдывает средства».
Итак, сдвоенный урок в 10-м классе, первый из которых посвящен изучению «Пиковой дамы», второй – Шаламову.
Господа, ставки, сделаны!
Ключевое слово пушкинского произведения – конечно, игра. Это слово имеет множество значений и оттенков: на листочках, розданных учителем, я насчитала 8 – от развлечения и забавы до притворства и использования в каких-то целях чьих-то слабостей. На партах карточки со словарной статьей – все значения глагола «играть».
Так, Германн, по мнению ребят, играет с судьбой, старая графиня играет комедию, Лизавета Ивановна – изображает нравственность, любовь, равнодушие, Томский играет на чужих чувствах и страстях, в частности, разжигает в своем приятеле Германне азарт к карточной игре.
Вообще, каждый из героев повести – игрушка в чьих-нибудь руках: графиня – игрушка слуг и своей воспитанницы Лизы, Лиза – игрушка в руках Германна (она нужна ему для достижения его заветной цели: узнать тайну трех карт)…
Кто же побеждает в этой игре? – задает вопрос учитель.
Ребята отвечают: Лиза выигрывает, так как в финале повести она получает деньги и удачно выходит замуж (и, кстати, по примеру старухи содержит воспитанницу), Томский женится на княжне Полине, а вот Германн оказывается банкротом, поскольку попадает в сумасшедший дом.
Юлия Петрухина напоминает: Пушкин считал это самой большой бедой, наказанием («Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума…»).
Учитель обращается к классу: за что так страшно наказан Германн?
Ученики называют разные причины: за азарт, за алчность, за попытки играть с судьбой.
Графиня умирает во время визита главного героя. Она, по мнению ребят, наказана за гордыню (по христианскому вероучению, это один из семи смертных грехов).
Юлия Борисовна спрашивает ребят: в какой период была написана «Пиковая дама»?
Старшеклассники вспоминают: 1833 год, это вторая Болдинская осень в жизни поэта. Он уже женат, у него двое детей, унизительное камергерское звание, дорогостоящая квартира на Мойке, в центре Санкт-Петербурга и… тотальное безденежье, он весь в долгах.
Почему? – спрашивает учитель.
Ответ ребята находят быстро: да потому что он игрок.
Юлия Борисовна поясняет: повесть «Пиковая дама» Пушкин писал в первую очередь для себя, чтобы отучить себя от этого порока, побороть опасный азарт, который приводит человека к преступлению, перестать играть с судьбой.
В завершение ребята вместе с учителем проводят параллели между главными героями «Пиковой дамы» и «Преступления и наказания» (последний роман им вскоре предстоит изучить, но уже все его прочитали).
Школьный спектакль «Гробовщик»
Итак: во-первых, и Германн, и Раскольников несут наказание за свои грехи; во-вторых, и тот и другой убивают старуху (один косвенно, другой – по-настоящему); в-третьих, оба одержимы идеей фикс и буквально больны ею. Отметили и роль Петербурга, и лестницы, по которым поднимаются и спускаются герои.
Вывод учителя: Достоевский и Пушкин связаны кровными узами. Когда Достоевский писал свой роман, он опирался на творчество великого поэта.
«Я считаю, что Пушкин все начал в нашей литературе, все довел до абсолюта и во всем опередил время. Если мы хорошо знаем Пушкина, то эти знания служат фундаментом для изучения других произведений, которые так или иначе воспринимаются через призму его творчества», – говорит Юлия Петрухина.
Продолжение следует...