Каждый родитель понимает, что ребенок проведет в школе большую часть своего детства. Именно того времени, когда организм гибок и способен максимально впитывать информацию, модели поведения и образы действий.
Родители, успешно существовавшие в советской академической модели обучения, ждут от современной школы именно этого и убеждены, что ребенку необходимы глубокие знания. Родители, которые сами учились в школе избирательно, считают, что академизм – это условность, а вот настоящий вызов далеко за рамками школьной программы.
Разный опыт, разные приоритеты, разное мировоззрение. Соответственно, и ожидания разные.
Одни – навеяны прошлым, я бы назвала их «ожидания по умолчанию». Они происходят из воспоминаний о своей школьной жизни. Другие же, напротив, навеяны размышлениями о будущем, о том, как изменится мир и что потребуется ребенку, чтобы успешно жить в нем. Назовем их «ожидания на перспективу».
«Ожидания по умолчанию» – это классика лучших традиций советской школы. Словом, основы, на которых строится весь процесс образования.
Предполагается, что школа должна научить ребенка:
- самостоятельно выполнять задания,
- представлять свои результаты,
- доводить дело до конца,
- самостоятельно организовывать свое рабочее место,
- планировать, организовывать свое время,
- честно расставлять приоритеты и понимать слово «надо»,
- бережно относиться к собственному труду, к предметам и инструментам,
- уметь соблюдать порядок,
- аккуратно вести записи,
- ориентироваться в требованиях программы.
Помимо этого есть опасное ожидание, что в школе должны научить ребенка соответствовать «норме».
Это минимум, на который, не задумываясь, рассчитывает родитель. И это страшно!
Потому что на самом деле «нормы» взяты с потолка. Но инерция мышления заставляет родителя мыслить категориями прошлого. И страх, что ребенок будет хуже, чем другие, или хуже, чем «все школьники страны этого возраста», играет против ребенка.
С ожиданиями в области воспитания сложнее. Быть институтом воспитания «как раньше» школа уже не может.
Школа была тем местом, где ребенок получал представления обо всем, в том числе и о добром, чистом, светлом. О том, что такое хорошо, а что такое плохо. Учился быть воспитанным, вежливым, почтительным, уважать старших, ценить жизнь, семью, друзей, помогать родителям, любить родину. А помогали в школе этому два государственных инструмента: цензура и идеология.
Сейчас ребенок получает представления из открытых информационных источников. И в борьбе за внимание ребенка, которая ведется между школой и информационной средой, побеждает последняя.
На мой взгляд, попытки нести доброе, чистое, светлое через школу стали малоэффективными, потому что в них нет «спецэффектов».
Родители понимают, что мир изменился. Изменились государство, законодательство, объемы информации, и в этих изменениях ориентиры доброго, чистого, светлого потерялись. Закладывать ценности и воспитывать школа может только после того, как решит задачу обучения. Учебные программы усложнились, времени на «разговоры о жизни» просто нет, да и навязывать какую-либо точку зрения о том, что такое хорошо, а что такое плохо – теперь некорректно.
Отсюда парадокс: ожидания у родителей есть, а времени на воспитание у школы почти не осталось. Но прыткие педагогические умы и горящие сердца учителей всегда находят выход! Каждый выбирает какие-то свои пути воспитания. Парадокс рождает возникновение разных учебных программ и направлений.
Например, эмоциональный интеллект – умение чувствовать себя, чувствовать других людей, чувствовать контекст и действовать в контексте уместно, корректно и экологично.
Ценностно-смысловое самоуправление – умение создавать свою систему ценностей и смыслов и конструировать свою персональную траекторию развития на основе этой системы.
Эти и другие направления позволяют решить вопросы воспитания и все чаще проникают в образовательное пространство.
Ожидания «на перспективу» тесно связаны с предположениями, что объемы информации и количество интерпретаций будут только расти, что инновации изменят архитектуру общества и привычный образ жизни. Поэтому родители хотят, чтобы школа научила жить в непредсказуемом мире:
– критически оценивать информацию, проверять ее достоверность, проверять источники информации, сопоставлять и анализировать,
– самостоятельно осваивать новое, владеть техниками эффективного обучения, уметь учиться и переучиваться,
– сотрудничать, работать в команде, эффективно общаться,
– созидать, создавать новое, преобразовывать имеющееся.
Все родители хотят, чтобы ребенок был здоров, счастлив; был в гармонии с самим собой и с окружающими людьми и занимался любимым делом.
Но, к сожалению, родительские ожидания и школьная реальность чаще всего не совпадают. Это и становится причиной конфликта между семьей и школой.