Мы живем в цифровую эпоху, и наши дети должны быть технически и информационно подкованы. Но как сделать, чтобы это не принесло вреда их здоровью?
Директор некоммерческой организации Media Smarts Мэтью Джонсон, которая занимается обучением медиаграмотности, полагает, что здравый смысл здесь – это не только и не столько подсчет «правильного» числа минут экранного времени в день. Подход родителей должен варьироваться, по его мнению, в зависимости от возраста ребенка.
Нормы экранного времени (по возрастам):
(Деление по возрастам соответствует американской системе образования. – Прим. ред.)
Тоддлеры (1–2 года)
Норма экранного времени: от нуля до нескольких минут (little to no screen time)
О чем стоит помнить? Маленькие дети нуждаются в физической активности и творческом взаимодействии с близкими взрослыми.
Дошкольники (3–4 года)
Норма экранного времени: до 1 часа в день (up to 1 hour per day)
О чем стоит помнить? Ребенок уже может осознавать сюжет и действия персонажей, но родителям стоит планировать время просмотра мультфильмов заранее.
Младшие школьники (5–10 лет)
Норма экранного времени: от 1 до 1,5 часов в день (1 to 1,5 hours per day)
О чем стоит помнить? В этом возрасте важно развивать технические навыки ребенка, поэтому стремитесь к балансу между развлечением и пользой.
Подростки (11–13 лет)
Норма экранного времени: до 2 часов в день (up to 2 hours per day)
О чем стоит помнить? Подростки уже могут начать самостоятельно отвечать за количество экранного времени.
Помогите детям увидеть минусы и издержки неумеренного пользования гаджетами.
Вся семья
Норма экранного времени: варьируется
О чем стоит помнить? Совместный просмотр мультфильма или семейного фильма объединяет детей и родителей. Поскольку это бывает не так уж часто, расслабьтесь и получайте удовольствие!
Разъяснения Американской академии педиатрии
Для тоддлеров
Как считают в Американской академии педиатрии, малыши должны видеть экраны только во время редких разговоров с бабушкой по скайпу. The Atlantic утверждает, что видеочат иначе воздействует на мозг ребенка, нежели просмотр ТВ: дети понимают, что видеочат – это двустороннее человеческое взаимодействие, отличное от телепередач или даже разговора по телефону.
«Существуют довольно ясные доказательства того, что время, проведенное перед экранами гаджетов, может негативно сказаться на детской речи и других аспектах развития детей, – поясняет Мэтью Джонсон. – Не потому, что гаджеты сами по себе плохи, а потому, что они заменяют ребенку физическую активность, творческую игру и взаимодействие с близкими взрослыми, в которых он по-настоящему нуждается в этом возрасте для того, чтобы развиваться».
Для дошкольников
Дети в возрасте от 3 до 5 лет обожают мультфильмы и мультипликационных героев. Их пристрастие к тому и другому может удовлетворяться, но в меру.
«В смартфонах и планшетах нет ничего плохого по сравнению с другими видами гаджетов, за исключением соблазна все время использовать их как способ успокоить или отвлечь ребенка», – комментирует Мэтью Джонсон.
Если ребенок буквально бредит неким мультфильмом, можно предложить ему вместо видео книгу или комикс с этими персонажами.
Кроме того, мультфильм всегда можно обыграть: ребенок может рисовать мультипликационных героев, придумывать свои истории с их участием или разыграть собственные версии их приключений.
Для младших школьников
Приоритеты детей с началом их школьной жизни меняются, и гаджеты должны отойти на второй план. В то же время по мере того как дети растут, родители могут постепенно давать им больше самостоятельности и свободы распоряжаться своим временем.
Джонсон сравнивает этот процесс с обучением чистке зубов: сначала вы чистите детям зубы сами, затем учите их делать это самостоятельно, а затем только время от времени напоминаете.
Детей можно научить проводить экранное время с пользой. Например, ребенок может создать на компьютере мультфильм или подготовить школьный исследовательский проект.
И тогда экранное время будет подсчитываться по-другому, не так, как в случае пассивного использования гаджетов.
Для подростков
С точки зрения Мэтью Джонсона, подростки уже могут понять идею жизненного баланса. Задача родителей – помочь им увидеть, как это соотносится с темой гаджетов.
«Составьте список всех видов активности, которые любит ваш ребенок, как связанных, так и не связанных с гаджетами, – советует Мэтью Джонсон. – Это поможет ребенку понять, что излишнее увлечение чем-то одним наносит ущерб другим важным для него сферам».
«Подросткам – как и всем нам сегодня – необходимо развивать жизненный навык осознавать, когда мы тратим на что-то одно слишком много времени, особенно если речь о гаджетах».
Для всей семьи
Цифровая эпоха принесла нам цифровую изоляцию. Чтобы избежать этого, ходите семьей в кино или устраивайте киносеансы дома. Это оказывает на детей совершенно другой эффект, нежели одиночный серфинг по ютьюбу, и поэтому такие семейные киновстречи не стоит ограничивать по времени.
Мэтью Джонсон также советует родителям чаще разговаривать с детьми о роли медиа в современном мире и о том, как осознанно потреблять информацию. И, конечно, самим быть примером для детей.
Хизер Марко
Источник: Mother.ly, Матроны.ру
Перевод Анастасии Храмутичевой