Когда речь заходит об электронных дневниках, мне невольно вспоминается «Снятся ли андроидам электроовцы», научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика...
Электронный дневник
Но начнем, пожалуй, с пресловутых дневников. Кто-то вообще понимает, для чего они? Я – нет. Я имею в виду, конечно, глубокий смысл. То, что на поверхности – видно каждому: в любой момент родители могут посмотреть оценки и домашнее задание, узнать, что проходили на уроке по программе и так далее.
С одной стороны, электронные дневники – это следование современным тенденциям и прогресс. Но с другой, с той самой, у которой глубокий смысл, это полный тотальный контроль ребенка.
Вы только вслушайтесь в эти два слова – полный и тотальный! Я не психолог, но для меня сумма этих слов дает вот какой ответ – «невроз».
И сразу вспомните свои школьные годы, когда дневник терялся, «домашка», если что, узнавалась у одноклассников, да и вообще можно было такого напридумывать о школе родителям – знаменитые фантасты отдыхают. Мы были свободнее, над нами не висел дамоклов меч родительского «всевидения».
Но эта бесконтрольность не помешала большинству из нас окончить школу, поступить в вузы и найти свое призвание в жизни. Бесконтрольность сделала нас самостоятельными. Мы знали, что ответственность за школу на наших плечах, а не на плечах мамы, которой теперь можно сказать: «Я не сделал домашнее задание, потому что ты мне его не сказала».
Кто-то скажет, что противники электронных дневников могут просто их игнорировать. Однако это не самый лучший совет, потому что политика современной школы навязывает его использование. Говорят, что там периодически пишут нечто очень важное и даже обязывают родителей что-то там отмечать. Вот страшилка.
Родительские чаты
Но электронный дневник еще не самое большое зло, которое прогресс принес в школу. Апогей зла – это чаты в WhatsApp, Viber и иже с ними.
Скажите честно, кто из вас хоть раз не думал, как мама из известной шутки про дагестанский чат, сказавшая в сердцах: «Я хочу удалиться от вашего чата»? Я думаю так почти постоянно, но удалиться не могу, ибо, как здравомыслящий человек, хочу контролировать тот фонтан истерик и неадекватности, который порой оттуда бьет.
Мне отчаянно жалко учителя. Потому что электронные беседы, не будучи пресечены в зародыше, все эти проявления больной фантазии, подкрепленные только «а моя сказала», «а мой услышал», в итоге выливаются на голову учителя, как ушат отборных помоев.
Мне порой кажется, да нет (кого я пытаюсь обмануть?) – я уверена, что эти чаты – рассадник невротичек с кучей комплексов и маниакальным желанием вмешиваться, вмешиваться, вмешиваться в школьную жизнь. А лучше всего не просто обсуждать, что сказала «моя» или «мой», а критиковать учителей и перемывать им кости. Но самый смак – это выяснять отношения в прямом эфире под пристальными взглядами остальных.
И это все прогресс?
Отдельно хочется упомянуть претензии некоторых родителей, связанные с тем, что учитель забывает написать домашнее задание в специальный чат, объявления там не всегда пишет, не подходит к мобильному телефону и так далее.
Есть телефон – обязан ответить. Завели чат – пиши как миленький. Электронный дневник для твоего же блага, отсталая ты женщина! Как это сейчас модно говорить, личные границы стерты.
Личные границы всех: учеников, учителей, родителей. И это плохо, потому что в условиях размывания личных границ мы рискуем перестать видеть в окружающих людях их слабости и несовершенства.
Но дети не роботы – они должны совершать ошибки, терять дневники, вешать нам лапшу на уши про школу. А учителя... учителя должны просто учить, а не отвлекаться на заполнение вечно «подвисшего» электронного дневника или на беседу в чате.
Ольга Орлова, мама второклассницы