По мнению модератора площадки ОНФ «Образование», проректора Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Андрея Милехина, профессиональный экзамен позволит начинающему педагогу выстроить планы своего профессионального развития.
По его словам, ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся, что является одним из главных результатов деятельности педагога. Однако такая оценка не всегда определяет вклад учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровень владения профессиональными компетенциями педагога, перспективы дальнейшего развития и роста.
В связи с этим эксперты пришли к выводу, что необходимо разработать новую систему аттестации, в которой будет соблюдаться единый подход к оценке профессиональных компетенций учителя.
И первой ступенью такой аттестации должен стать профессиональный экзамен, так называемый «вход в профессию», соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога и федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.
Он станет хорошей проверкой сформированности у выпускника компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, оценки его способности и готовности к будущей педагогической деятельности. То есть профессиональный экзамен даст понимание, насколько грамотно аттестуемый способен передать учащимся знания, объяснить им учебный материал, а главное, определит направления дальнейшего повышения квалификации.
Прохождение этого этапа аттестации помимо выпускников педвузов или педагогических факультетов университетов (независимо от госэкзамена и защиты выпускной квалификационной работы) предполагается также для тех, кто не имеет педагогического образования или не работал учителем, а также для педагогов с большим перерывом в стаже.
Как отметил модератор площадки ОНФ «Образование», ряд регионов, например, Республика Татарстан, уже не первый год проводят профессиональный экзамен на добровольной основе. И те выпускники, которые его успешно сдали, получают от местных властей регулярную материальную поддержку.
«Такая аттестация поможет определить недочеты, над которыми нужно работать. Эта информация очень полезна для директоров школ и наставников молодых учителей, а также для самих начинающих педагогов. Профессиональный экзамен будет не только способствовать здоровой конкуренции между учителями, но и позволит начинающему педагогу выстроить индивидуальный маршрут своего профессионального развития», – подчеркнул Милехин.