Зачастую неспособность ребенка считать и умножать воспринимается взрослыми как простая лень, в то время как причиной этого может быть дискалькулия — расстройство навыков счета.
Дискалькулия в первую очередь сказывается на умении производить основные арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Трудности возникают в самом начале обучения математике, ещё в первых классах. Ребенку сложно правильно распознавать и понимать числа, требуется много времени для освоения навыка счета. Даже научившись считать, он часто сбивается, использует визуальную опору — например, загибает пальцы при простейших задачах. Также ему трудно запоминать математические факты и видеть между ними закономерности. Помимо этого, ребенок может затрудняться при определении времени, плохо воспринимать информацию в виде графиков и диаграмм, потому что страдают зрительно-пространственные функции. Дискалькулия встречается у 5-7 процентов людей.
О том, как выявить и справиться с дискалькулией рассказывает Ксения Вотякова — детский нейропсихолог и специалист по психологическому сопровождению обучения Яндекс.Учебника.
— Говорить о дискалькулии актуально тогда, когда нельзя объяснить нарушения счёта задержкой психического развития, неадекватным обучением в школе, грубыми неврологическими нарушениями в сенсорной или двигательной сфере. Ребенок испытывает трудности с математикой, но при этом может иметь успехи в других предметах, не требующих вычислений.
Если вы видите, что он «ленится» делать математику, а на занятиях по русскому языку у него горят глаза, то это повод разобраться с тем, почему так происходит.
Кроме того, дискалькулия может быть частью других более системных расстройств, скажем, синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Яндекс.Учебник — инструмент для учителей, который в том числе может помочь им обратить внимание на то, что ученик регулярно сталкивается с теми или иными трудностями с математикой и нуждается в поддержке. А для детей мы придумываем подсказки, которые помогают ребёнку правильно решить задачу, даже если он ошибся или сомневается в ответе.
Например, для детей, испытывающих затруднения в вычислениях, у нас создана такая подсказка как числовая прямая, на которой можно решить задачу на вычисления в максимально наглядной форме.
Такая возможность отрабатывать навыки вычислений и счёта – отличный вариант, который может дополнять основную программу коррекции дискалькулии, которая должна определяться для каждого конкретного ребёнка, и начинается с детальной оценки развития его психических функций и владения различными математическими навыками, с определения его неврологического статуса.
Самый простой для коррекции случай дискалькулии – это следствие негативного опыта обучения математике в прошлом.
Хороший учитель в сотрудничестве с внимательными и поддерживающими родителями может помочь ребёнку преодолеть неуверенность и страх ошибки.
Успешно освоив начальные знания по математике, ребёнок благополучно пойдёт дальше.
Другой вариант развития дискалькулии связан с нарушениями нейрофизиологического характера. Расстройство счета может быть одним из синдромов общей задержки психического развития, когда в значительной степени страдает и общее интеллектуальное развитие. В этом случае нужна помощь коррекционного педагога, который бы сопровождал ребенка на протяжении всего обучения в школе.
Наиболее правильный подход для диагностики и выстраивания коррекционной стратегии — это слаженная работа команды специалистов с ребёнком. Обычно это включает в себя наблюдение у невролога и активную работу нейропсихолога и педагога. Психолог и логопед могут подключаться по необходимости.
Математические операции сопровождают нас на протяжении всей его жизни: финансовые расчеты, ориентация во времени, подсчет расстояний и т.д. Если вовремя определить дискалькулию и приступить к ее коррекции как можно раньше, то это избавит человека от многих трудностей в будущем.