«Сначала нужно договориться, что мы оцениваем отметками, а что — другими способами», – пояснил «Росбалту» научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
«По федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) у нас есть три вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Если мы говорим об отметках, это, прежде всего, способ оценить предметные результаты. Шкала может меняться. Но в первую очередь нам нужно договориться, зачем нам нужна детализация? Какие такие особенности предметных знаний мы не можем оценить пятеркой или тройкой, и для этого нам требуется больше баллов. Если сохранить архаичные представления о том, что мы оцениваем, то детализация бесполезна», – уверен Адамский.
Кроме того, эксперт считает, что учителя должны овладеть этим инструментом. «Иначе это будет та же пятерка, только растянутая на двенадцать баллов, – считает Адамский. – В этом смысле опыт других стран, которые перешли на новую систему, в частности, Украины, как раз говорит о том, что сначала нужно научить учителей, а потом растягивать шкалу. Это потребует года полтора-два, чтобы провести обсуждение, написать программу, организовать курсы повышения квалификации, по-другому устроить аттестацию учителей, и только потом переносить эту систему в школы. Если этого не сделать, учителя не смогут понять, зачем это нужно. Видите, как по сетям эта мысль разошлась, что не учителя додумались до этого, а Рособрнадзор предложил. Вот эта традиция проводить реформы сверху нас очень часто подводит».
На первом плане, по мнению эксперта, стоит не столько растягивание шкалы, сколько создание других инструментов оценивания.
«Личностные результаты – инициативность, ответственность, умение работать в команде – тоже оценивать количеством баллов? Нет, конечно. Значит, нужно подумать, какими процедурами эти результаты можно выявить. Это ведь не контрольная работа, не диктант. Значит, нужен совершенно другой тип оценки», – объяснил Адамский.
Более того, он считает, что если не договориться и не научить учителей, отмена пятибалльной шкалы пойдет во вред, и будет дискредитирована сама идея детализации оценки. Особенно, если параллельно не ввести другие оценочные процедуры кроме контрольно-надзорных, которые сейчас доминируют.
Что касается детализации отметки, Александр Адамский считает, что риск заключается в том, что при двенадцатибалльной шкале может быть то же самое. Но согласился, что идея вполне разумная.
«Но, к сожалению, сейчас обсуждается только арифметика: 10, 12, 100 баллов. Можно даже 1000 ввести. Вопрос заключается в том – зачем?» – заключил эксперт.
Соб.инф.