Третий год в российской школе. Наш сын – нетипичный школьник для российского образования.
Так получилось, что мы переехали в Турцию работать по контракту. Учеба нашего сына началась там с английского садика, в котором, кстати, дети не спали.
В детском саду по европейской системе в три года никто не спит. Шнурки завязывают, кружки моют за собой...
После английского садика он пошел в английскую школу.
Учеба в Турции
В Турции дети идут в школу с 5,5 лет. В России это называется «нулевка». Но наш 1-й класс был вполне полноценный.
Средняя стоимость обучения в такой школе – $550 за месяц, дополнительных сборов, взносов не предусмотрено. Дополнительно оплачивался только сервис (например, маленький автобус, собирающий малышей по району).
Преподаватели – в основном носители языка. Директор – чопорная англичанка Мэри. Учебный день начинался в 9 утра, уроки длились до 16 дня.
Режим школы для младших классов отличался от средней школы тем, что в 11 утра дети шли на часовую прогулку.
Обучение двум языкам начиналось с первого класса (турецкий я не включаю, он шел третьим параллельным, про русский тоже не пишу). После 16.00 мы шли к репетитору по русскому языку. Так прошел наш первый школьный год.
В первый класс в России
Вернувшись в Москву, мы решили не рисковать: чтобы не отставать от программы, в семилетнем возрасте устроили сына в 1-й класс обычной государственной школы в центре Москвы.
Конечно, после европейского образца российская действительность сильно ударила нас по голове. Я не буду говорить о сборах денег... Но что действительно разочаровало – это отношение учителей. Первый учитель повышал на детей голос!
В английской школе (в Турции) ребенок привык к тому, что учителя априори никогда не кричат.
Об этом можно много говорить, но в итоге мы ушли в частную школу.
Частная школа в Москве
Мы не имели опыта обучения в частной школе в России, и там нас удивило все:
- Во-первых, даже беря в расчет, что Москва – дорогой город, мы не ожидали, что стоимость в частных школах Москвы в 2 раза выше средней европейской школы.
- Во-вторых, совершенно непонятна логика вступительных взносов. Что за «гарант» такой, неужели школы настолько в себе не уверены, что необходимо внесение задаточной суммы?
- В-третьих, про транспортный сервис можно забыть, редкие школы предоставляют эту услугу.
Ну хорошо, решились, заплатили. Честно говоря, платили мы за комфортную обстановку, иностранный язык и проводимое время в школе с 9 до 18. Для работающих родителей это, конечно, большой плюс, особенно когда ребенок учится в младших классах.
Радость наша длилась недолго. В первый же год наш класс реформировали. Стоимость повысилась, появились дополнительные расходы. Из плюсов – обстановка действительно комфортная.
Отличия российских школ от английской школы в Турции
- Первое – это бесконечные беседы с учителем по телефонному мессенджеру.
- Второе – электронный журнал.
- Третье – отсутствие совместных мероприятий родителей, детей и школы.
- Четвертое – нездоровый ажиотаж вокруг тестов.
- Пятое – оценка знаний.
В английской школе в Турции телефон учителя изначально никто не знал, что не мешало комфортной обстановке детей, родителей и учителя.
Каждые два месяца проходила встреча учителей с родителями. Родителям выделялось время для общения один на один со всеми учителями, можно было уточнить любые вопросы.
Никакого электронного дневника или журнала в помине в Турции не существовало. Запись домашних заданий – это ответственность ученика. Конечно, это большая работа – научить ребенка самому отвечать за домашнее задание на выходных. Это совместная работа учителя, родителя и ребенка (в будни в нашей школе домашнего задания не было, что, кстати, позитивно сказывалось на всех). Да и какое могло быть задание, если ребенок учился с 9 до 16?
Достижения детей всегда демонстрировались родителям, начиная с выставки рисунков и до показательных концертов. Если на это еще кое-как можно рассчитывать в московской школе, то совместные пикники, Масленицы, Пасхи – это уже редкость. В английской школе этот фактор благоприятно сказывался на общей атмосфере: родители и учителя вместе пекли, готовили, дружелюбная обстановка шла на пользу школьной жизни.
Тесты у нас были в нулевом классе, их абсолютно нормально воспринимали все, просто это обыденность и все.
В конце года Facebook пестрит постами довольных родителей, выставляющих аттестаты детей напоказ. Я не хочу говорить о пяти звездах во лбу, но маленькому человеку нужна уверенность, нужна мотивация (кстати, как и его родителям), чтобы лето между первым и вторым классами не прошло под лозунгом «Я ненавижу школу».
Итог двухгодичного обучения в частной школе
Несмотря на пятидневное обучение английскому языку, мы его стали прогрессивно терять.
Я даже не говорю, что у моего сына пропало произношение, это понятно, все-таки преподает не носитель языка. Но, к сожалению, ребенок стал ненавидеть этот язык. (Вопрос к преподавателю, ребенку, родителям!)
Что мы получили – спокойствие ребенка. Но уровень образования не показал той подготовки, на которую мы рассчитывали, отдавая сына в школу с 9 до 18 часов.
И вот мы пробуем новую школу, снова государственную. В этот раз мы идем к директору, который, на наш взгляд, сумел соединить комфортную обстановку и высокий уровень образования.