Без рубрики // Рецензия

Он хотел быть понят своей страной…

19 июля в Театре Луны прошел спектакль «Маяковский», приуроченный к 125-летнему юбилею великого поэта. Примечательно, что премьера состоялась 13 апреля этого года и совпала уже с другой, трагической датой – самоубийством поэта, которое произошло 14 апреля 1930 года.

Он хотел быть понят своей страной…
Фото Марины Тарасовой

От марша до романса

Жанр спектакля заявлен как «городской мюзикл». И это понятно: Маяковский – поэт-урбанист, творчество которого ассоциируется с большими масштабами растущего столичного города, в котором он провел значительную часть своей короткой, но яркой жизни.

Поэтому инструменты, звучащие в спектакле аккордеон, гитара – тоже отражают городской стиль.

Музыку к спектаклю написал композитор Алексей Шошев, поставил – режиссер Александр Рыхлов совместно с АНО «Музыкальное сердце театра».

Стихи Маяковского, вопреки устоявшимся стереотипам, очень музыкальны. В них есть и энергетика бодрых маршей, и мелодичность любовной лирики.

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу историю загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

Так начинается спектакль: на фоне алого зарева шагают стройные колонны строителей социализма.

Но дальше на сцену выходит сам герой в исполнении Андрея Школдыченко – высокого мужчины атлетического телосложения, обладателя сильного голоса («Мир огромив мощью голоса, иду красивый, двадцатидвухлетний…»). На протяжении спектакля костюмы его подобраны таким образом, что кажется порой, будто поэт сошел с известных фотопортретов.

Жизнь поэта была короткой, но насыщенной событиями, вместить которые в рамки одного спектакля практически невозможно, да и не нужно.

Синтез жанров – драматической игры, музыки, хореографии – позволяет воплотить на сцене самые яркие эпизоды, определившие судьбу реформатора русской поэзии и в то же время ранимого человека: юношеское увлечение футуризмом; радостное погружение в революционную «бучу – боевую и кипучую»; встречи с любимыми женщинами.

А еще – «Окна РОСТА» с их агитацией за новую жизнь и первые разочарования в этой жизни; выставка, посвященная 20-летию его творчества, на которую он возлагал большие надежды, так и не оправдавшиеся…

И все это на фоне его стихов.

«Если звезды зажигают»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

Эти стихи он читает юной Эльзе Триоле, одетой в ярко-голубое платье, с длинной ниткой жемчужных бус, которые рассыпаются по сцене. Эту роль исполняет Эльмира Диваева, которая создает образ робкой, наивной, романтичной, безоглядно влюбленной девушки. Но им не суждено быть вместе: Музой поэта на долгие годы станет ее старшая сестра Лиля.

А сама Эльза после революции эмигрирует во Францию и встретит там свою судьбу – Луи Арагона. Маяковскому придется проводить в дальние края дорогих ему людей, в том числе Давида Бурлюка – друга его футуристической юности (актер Евгений Аксенов).

Даже известие об отъезде Игоря Северянина (актер Дмитрий Беседа) – его поэтического антипода – отзовется болью в сердце Маяковского.

«А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом, серенький, чирикать, как перепел?» – обращался к нему Маяковский во время стихотворного поединка в Политехническом музее в 1918 году.

И все-таки Северянин – поэт, а значит, родственная душа.

Точка пули

Чем ближе к финалу, тем меньше родственных душ его окружает, тем мрачнее становится световой фон на сцене, трагичнее музыкальное сопровождение, все чаще в нем звучат тревожные ноты неотвратимого конца. И одновременно растет толпа недоброжелателей, охаивающих и освистывающих его творчество.

Лиля Брик показана в спектакле не только как помощница и вдохновительница поэта, но и как самовлюбленная, капризная эгоистка, требующая привезти ей из очередной зарубежной поездки то рейтузы, то чулки, а то и «маленький автомобильчик» (для послереволюционной России это было неслыханной роскошью). Она нередко терзает поэта, подвергая его мукам ревности. Актрисе Ирине Медведевой очень точно удалось передать на сцене противоречивый образ этой женщины, споры о личности которой не умолкают до сих пор.

Последняя соломинка, за которую он пытается ухватиться – Вероника Полонская, актриса МХАТА, с которой он знакомится во время съемок немого фильма.

Но юная красавица в исполнении Ксении Добромиловой не собирается менять свою жизнь, как того требует поэт: ни бросить театр, ни оставить мужа – известного артиста Михаила Яншина – она так и не решится.

Может быть, это стало последней каплей, последним ударом, подтолкнувшим его к роковому выстрелу.

«Все чаще думаю –

не поставить ли лучше

точку пули в своем конце».

И он поставит эту точку, назвав Полонскую в предсмертном завещании одним из членов своей семьи.

Вечный современник

«Я хочу быть понят родной страной,

а не буду понят – что ж?!

По родной стране пройду стороной,

как проходит косой дождь».

Так удалось ли понять Маяковского авторам мюзикла?

В анонсе спектакля читаем: «Это история о поэте, который не принимал все устоявшееся, признанное, но в итоге стал классиком. История о человеке, который создавал новый мир, но не нашел в нем места для себя».

Это очень правильный посыл, который крайне сложно реализовать в рамках полуторачасового спектакля. Но в любом случае городской мюзикл «Маяковский» – это попытка сбить «хрестоматийный глянец» с творчества великого поэта, еще раз напомнить о нем, сделать понятнее, ближе, интереснее. И эта попытка, на мой взгляд, удалась.

Динамичное действие, острые диалоги, музыка, передающая ритмы беспощадного круговорота ХХ века – все это делает спектакль зрелищным и запоминающимся.

«Маяковский ушагал далеко вперед и где-то за дальним поворотом ждет нас, сегодняшних», – написала когда-то Марина Цветаева.

Надеюсь, те, кто еще не открыл для себя этого поэта, посмотрев спектакль в Театре Луны, прочитают стихи нашего современника – Владимира Маяковского.

__________________________________________________________

Адрес театра:

ГБУК г. Москвы «Московский театр "Театр Луны"»:г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 31, стр. 1

Детский театральный центр-студия «Маленькая Луна»: г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 33, стр. 1

Проезд до ст. метро «Третьяковская», «Новокузнецкая», «Добрынинская», «Полянка»

Возрастное ограничение для мюзикла «Маяковский» – 16+

Стоимость билетов – от 1000 до 6000 рублей


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube