Согласно результатам опроса, нехватка практической деятельности и ценных знаний, отсутствие лабораторных работ в школьной программе, а также заметное недовольство преподаванием естественных наук – наиболее проблемные участки школьной жизни. Кроме того, в школе недостаточно увлекательно рассказывают о том, что такое космос и как устроена Вселенная.
Результаты мини-опроса об отношении людей к школьному образованию в цифрах
Каких научных, технических или практических знаний более всего не хватает в школьной программе?
- функциональная грамотность – 1046
- практика – 1245
- лаборатория/лабораторные – 578
- естественные науки (живое) – 1169
- естественные науки (неживое) – 1138
- астрономия, космос – 792
- IT – 444
- техника – 572
- математика – 163
- языки, общение – 238
- психология – 375
- социальные знания – 244
- гуманитарные науки – 311
- медицина, ЗОЖ – 114
- специальные знания – 338
- понимание – 484
- физкультура, спорт – 72
- искусство, творчество – 42
- идейнр-восп. вопросы – 130
- условия – 113
- псевдонаука – 14
Педагоги и родители прокомментировали результаты опроса
Галина Иванова, преподаватель, Пушкинская школа № 1500:
– Современным школам не хватает практики. Разрыв между теорией и практикой – бич современной школы. Мы натаскиваем, а не учим.
Дети не умеют на практике применять изученное в школе.
Есть школы, где достаточно материалов для практических работ, но нет кадров.
Мария Миланчук, родитель:
– На мой взгляд, проблема в том, что не хватает квалифицированных сотрудников.
Раньше (60–80-е годы) профессия учителя была одной из лучших, так как в педвузы брали действительно только тех людей, которые готовы были учиться и развиваться, да и в целом были очень грамотными и умными людьми.
Сейчас педагогический вуз – как запасной вариант, куда набирают всех подряд, кто так и не смог поступить в «нормальный» вуз.
Из этого вытекает безграмотность и неквалифицированный персонал, так как не было желания учиться, профессионально расти и развиваться, а была только одна цель – просто получить диплом.
Светлана Бачкова, преподаватель по биологии и химии:
– На мой взгляд, нельзя любую науку изучать «галопом по Европам».
Часов на изучение, например, биологии в 5-м, 6-м, 10–11-м классах – всего урок в неделю! А ведь в 5-м классе закладывается база; в 6-м изучается ботаника. Конечно, о качестве знаний речи быть не может.
Дети разучились учить что-либо наизусть, так как всегда есть под рукой телефон с выходом в Интернет.
Здорово, что дети могут находить там ответы. Но образовательными порталами они не пользуются, а отсортировать информацию из-за отсутствия знаний они не могут. Да и на экзамене потребуются знания, которые есть в памяти.
Лабораторных и практических работ действительно стало меньше. Мы ничего почти руками не делаем, все виртуально.
Лариса Бекузарова, родитель:
– Я думаю, что это правильно: больше прикладных знаний должна давать школа.
Нужно вести преподавание более раскрепощенно, чтобы детям было интересно.
Необходимо раньше определять профессиональную направленность детей, чтобы это помогло им в будущем.
Рита Агаева, кандидат педагогических наук:
– На мой взгляд, все эти проблемы связаны с разрушением системного подхода в образовании индивида в целом, подхода, который был в советской школе, и ориентацией на западную систему, предполагающую узкое, фрагментарное образование.
Сегодня личность, ориентированная на созидание, не имеется в виду вообще – только исполнитель зарабатывающий.
А вторая проблема – низкий уровень подготовки учителей, большинство из которых – дети 90-х или те, кто получил диплом в 90-х.