– Согласно вашему проекту, вузы должны сами давать друг другу оценку – каким вы видите формат передачи полномочий аккредитации от ведомств профессиональному сообществу?
– Достаточно принять постановление правительства, которому подчиняется Рособрнадзор, и передать эти полномочия конкретным органам, а внести такое предложение может министерство. Надо обговорить условия, при которых правительство передает права такому органу. Также оно может их отозвать, если этот орган не справляется со взятыми на себя обязательствами.
– Можно ли сказать, что этот совет будет полностью или частично заменять Рособрнадзор, который, как многие сейчас говорят, свою функцию выполнил?
– Да, я считаю, что его задача по устранению с рынка некачественных вузов решена. Пять лет мы уже находимся на совершенно новом этапе, когда с подачи президента и правительства начали разрабатывать большие программы развития. Сейчас по той схеме, по которой работает, он устарел.
– Орган нужно создать, но все же из кого именно? Что будет из себя представлять объединение?
– Скорее, консорциум. Вузы, подходящие по критериям, должны выделить из своих рядов совет директоров – очень ограниченный, статусный – который рассматривает только стратегию и принципы. А дальше этот орган нанимает экспертов из числа тех же вузов. Совет и сами вузы должны быть разделены, но кто-то из вузов будет входить в совет.
– Однако многие вузы соперничают – не навредит ли это взаимной аккредитации, и что должно заставить их подойти к вопросу объективно?
– Безусловно, вузы конкурируют друг с другом, у них точно будет конфликт интересов. Поэтому нужно суметь сделать совет директоров независимым, несмотря на то что он будет состоять из работников этих вузов. И вот уже этот орган будет приглашать независимых экспертов. Тогда может получиться здравая оценка. Именно так работает международный орган «5-100», куда я вхожу и являюсь заместителем председателя. Туда входит также Герман Греф и зарубежные коллеги, и у нас нет конфликта интересов, когда мы оцениваем вузы. Мы принимаем решения, за которыми идут большие финансовые последствия.
– А если говорить о международном опыте, какой вы брали за основу?
– Я подробно знакомился с опытом Германии, и он для нас самый близкий, потому что они так же остро переживали процесс аккредитации. И в целом мы адаптировали под себя немецкую систему. Также я брал на вооружение американский и британский опыт.
– Человеческий фактор может иногда процессу мешать. Можем ли мы применить искусственный интеллект, Big Data к лицензированию вузов?
– Да, нейросетевой анализ был бы очень полезен, однако ключевые решения все равно должны принимать люди. Но сбор, анализ, интерпретация такой информации может быть очень полезна в плане обработки баз данных.
– А насколько готовы сейчас к созданию совета профессора в вузах и ведомства? Когда предполагается претворить проект в жизнь?
– Надеюсь, что в ближайшие полгода. Активная работа и взаимные консультации между министерствами, вузами и правительством уже начались.
Татьяна Шувалова