Мне хочется взять эти 77% за пуговку, заглянуть в глаза и спросить, что именно они имели в виду. Я не думаю, что высказанные соображения удастся связать с ЕГЭ.
Чаще всего, говоря о падении уровня образования, люди приводят в пример «невежество современной молодежи».
Интернет полон видеороликами с прелестными юными девицами, которые, хохоча, рассказывают на улицах корреспондентам, что «Муму» – это корова, а пьесу про нее написал Пушкин.
Девицам вторят такие же симпатичные юноши, уверенные, что в американском парламенте есть палата лордов, а в России – царь. То есть, проще говоря, демонстрируют легкомысленное невежество в отношении тех фактов, которые не имеют никакого отношения к их юной и прекрасной жизни.
При этом нужную им информацию эти дети виртуозно добывают тремя кликами, оставляя далеко позади своих бабушек и дедушек, твердо помнивших, почему «Муму» написал Тургенев, а памятник все-таки поставили Пушкину.
И дело тут не в форме оценивания знаний, с которыми дети приходят к концу школы. А единый госэкзамен не стоит переоценивать.
Что изменило ЕГЭ, и есть ли в этом его вина?
ЕГЭ, безусловно, изменил в нашем образовании несколько вещей, но дело не в самих тестах. Например, экзамен по «моему» предмету – английскому языку – является копией старого доброго британского FCE и вполне дает представление о том, что знает и чего не знает клиент.
Если чуть меньше цепляться к циферкам и клеточкам и не заваливаться в обморок от восклицательного знака после обращения «Dear Mary», то это хороший добротный тест.
Думаю, при детальном рассмотрении не так уж плохи и математика, и русский, и химия с биологией.
Плохо то, что зарплата и премия учительницы прямо зависит от баллов ЕГЭ, поэтому в большинстве рядовых школ только этот балл ее и интересует.
Жаль, что даже в очень хороших школах с помощью этого экзамена удалось невротизировать до последней степени детей и их семьи.
Этой весной мне пришлось пообщаться с психиатрами, имеющими дело с подростками, и приходится признать, что ЕГЭ исправно поставляет им десятки и сотни выпускников, которым нужна помощь специалиста. Но тест-то опять ни при чем.
Хвалят ЕГЭ за то, что он дает возможность детям из провинции поступать в лучшие столичные вузы.
Только ведь далеко не все провинциальные родители способны оплатить жизнь своего ребенка в Москве.
Но главное состоит в том, что первоклассные вузы, отличные студенты и грамотные выпускники нужны не Москве, а России. Точно так же, как не в Москве, а в России нужны новые тротуары, хорошие дороги и красивые дома. И рабочие места. И зарплаты. А этот «социальный лифт» все везет и везет способных молодых людей в перенаселенную, задыхающуюся и высасывающую все ресурсы столицу.
Но это уж точно не имеет никакого отношения к ЕГЭ как таковому.
Пользователи, хранители и творцы
Я много лет учу молодых – и просто обучаю, и к тестам разнообразным готовлю. И всех умников и умниц (а других я не вижу, мне повезло с местом работы), с которыми я встречаюсь, я довольно давно делю для себя на три условные группы: пользователей, хранителей и творцов.
Как вы догадываетесь, с пользователями дело обстоит проще всего. Их больше, они – соль земли, то, на чем держится мир.
Вот этот самый ЕГЭ – для них, для «пользователей». Они не засоряют голову лишними сведениями.
Они умеют пользоваться тем, что наработано до них, они – фундамент любой отрасли.
Они и сдают ЕГЭ легко, без напряжения, быстро и грамотно.
«Хранители» – это те, кто обожает собирать информацию, читать, запоминать, анализировать. Им на этом экзамене сложнее.
Они до сих пор таскают в сумках тяжеленные бумажные книги, торчат в библиотеках и музеях. Они хуже понимают правила, их может «занести», они могут увлечься и уж точно поставить не на место какой-нибудь восклицательный знак.
Хуже всего дело обстоит с «творцами». Их гениальные поэтические мозги с невероятным трудом и скрипом укладывают информацию в ЕГЭшные клеточки.
От таких своих учеников я никогда не знаю чего ждать. И что они принесут с теста – 100 баллов или 25 – всегда загадка.
ЕГЭ по-настоящему плох только одним: этой вот самой буквой Е (Единый). Простите меня, но не может он быть единым.
И если вы спросите меня, надо ли отменять ЕГЭ, я скажу: нет. Просто надо иначе выращивать хранителей и творцов.
К некоторым детям нужен отдельный подход
Какой именно? Как это сделать? Спросите любого приличного учителя средней школы, и он укажет вам на тихого очкарика, который все время что-то читает под партой и постоянно теряет сменку и дневник.
Присмотритесь к нему. Уже к пятому классу вам станет ясно, что ему нужна другая школа и другая программа.
Государство (увы, воображаемое, а не Российское, которое слишком занято пропагандой, войнами и чемпионатами) должно силами своих учителей и чиновников от образования выделить этого очкарика, предложить его маме поселить ребенка в каком-нибудь Хогвартсе и учить его чуть иначе, чем всех: посложнее, посерьезнее, без тестов и клеточек.
А в старших классах отдать его в школу при профильном для него университете.
Таким стипендию надо дать, покрывающую все расходы, и принять в вуз без экзаменов, просто по совету тех профессоров, которых он очарует и впечатлит.
И тогда (ну, чисто теоретически) мы будем иметь:
– армию счастливых и грамотных пользователей, умеющих собирать прекрасные машины и строить отличные дороги,
–верную толпу хранителей, которым мы сможем доверить наши музеи и библиотеки,
– и кучку гениев, которые придумают нам лекарство от рака, машину времени и еще что-нибудь такое, о чем мы даже не подозреваем.
Простите меня за этот полет фантазии и не гневайтесь. Этого все равно не будет никогда. Будет ЕГЭ. Это, правда, не худший вариант.
Соб.инф.