Детская поэзия занимала особое место в ее работе: достаточно назвать составленный ею трехтомник «Четыре века русской поэзии детям» (СПб: Лики России, 2013). Подробнее с библиографией Евгении Оскаровны можно познакомиться тут.
Так складывается и развивается культура, что число читателей прозы значительно больше числа тех, кто регулярно читает поэзию. С детьми дело обстоит иначе – они любят стихи.
Эта особенность – много писать для детей в стихотворной форме, читать детям стихи – отличает Россию от многих других стран Европы.
Так, например, в Германии довольно много поют с детьми, но практически не читают и не издают стихов, то же самое говорят и о Франции.
Поэзия для детей – совсем не то же, что поэтические произведения взрослого мира: в первую очередь отличает ее дидактический характер – чаще всего для детей пишут, чтобы им рассказать о мире, о человеческих отношениях – есть мнение, что ритмичное и рифмованное воспринимается и запоминается легче.
Также взрослые воспринимают поэзию для детей как способ учить читать художественные (особым образом организованные) тексты и формировать чувство слова, ритма, гармонии.
Детская поэзия в большей степени повествовательна и сюжетна, ироничнее и юмористичнее взрослой.
Детская поэзия не может позволить себе быть трагичной или пессимистичной.
Есть еще одна особенность бытования детской поэзии в культуре. Она соседствует в круге чтения детей с изящной словесностью - классикой, произведениями Пушкина, Жуковского, Некрасова, Тютчева, Блока.
Соседствует и иногда конфликтует: рождает споры и сомнения взрослых, какая поэзия нужна ребенку для развития, какая подходит ему по возрасту.
Среди взрослых читателей поэзии многие, а может быть даже и большинство, сами пишут стихи. Это совершенно естественно: читать то, что является для тебя удобной формой самовыражения.
Для детей ритм и рифма – способ игрового познания речевой, звучащей картины мира - естественные и необходимые языковые пробы и опыты.
Видимо, поэтому подавляющее большинство взрослых отмечают, что для детской поэзии важна игра, неожиданные и удивительные для ребенка стилистические и грамматические приемы, словотворчество.
Недавний опрос среди родителей показывает, что этим требованиям отвечают произведения Д. Хармса, В. Маяковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, Г. Сапгира, В. Левина, Р. Мухи, М. Яснова, М. Рупасовой и А. Орловой.
Есть и неожиданные результаты этого опроса: помимо названных выше обязательных для детской поэзии ритмичности (она часто сравнивалась респондентами с детской подвижностью, прыжками, песенками) и словесной игре (на память приходит бессмертное «От двух до пяти» К. Чуковского), называлась еще одна особенность хороших стихов для детей – абсурдистский характер. Его главная функция – предложить неожиданный взгляд на мир, свободный и даже немного хулиганский.
Это качество называлось многими респондентами, описывалось очень по-разному, но в одном родители (мамы, папы, бабушки) были единодушны:
Поэзия не учит, она приглашает в путешествие, поддерживает в маленьком художественном приключении и языковом эксперименте.
Ей не очень нужен сюжет и совсем не нужны сентенции, радость от встречи с русским языком – ярким, звучным, завораживающим – гораздо важнее.
(Опрос родителей проводился в группе «Детские книги в круге чтения взрослых» в Фейсбуке)