Ольга Ломбас: – Авторитетные исследования показывают, что уже в следующем десятилетии 65% привычных для нас профессий изменятся, а 80% профессий потребуют наличия развития STEM-компетенций. В этом контексте роль образовательной робототехники невозможно переоценить.
– Почему робототехника полезна детям?
– Робототехника объединяет в себе все предметы школьной программы: математику, физику, информатику, технологию, языки – родной и иностранный, дизайн, экономику, экологию и другие, формируя целостную картину мира и мотивируя к углубленному изучению предметов, которые вызывают наибольший интерес.
Робототехника и программирование пока не являются отдельными самостоятельными предметами в школе, но интегрированы в большинство предметных областей, и значение их будет неуклонно расти.
Развитие STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics) дает также мощный толчок к наращиванию социальных, эмоциональных, коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству, развитию лидерских качеств.
– Каким образом можно помочь детям сформировать и развить необходимые навыки, которые будут востребованы в будущем?
Том Холл: – Прежде всего хотел бы отметить, что цель компании LEGO®Education заключается в том, чтобы создавать такие условия для обучения и такие образовательные решения, при непосредственном контакте с которыми у детей стимулируется проявление творческого подхода при решении различных задач.
Повышается вовлеченность детей в образовательный процесс, что прививает желание учиться и развиваться в течение всей жизни.
Данный подход к саморазвитию сегодня важен как никогда. Сегодняшние реалии и тот мир будущего, к которому мы стремимся, будет сопряжен с большим количеством вызовов, но также предоставит уникальные возможности.
Темпы развития новых технологий указывают на то, что поколения, живущие сегодня, в ближайшем будущем будут жить, учиться и работать в условиях, которые пока еще даже не существуют.
Дети должны обладать такими навыками и образом мышления, которые позволят им вступить в эту эру неизвестности, создать благоприятные условия для себя и своего сообщества.
Подобная динамичная реальность ближайшего будущего и растущее количество внутренних взаимосвязей в ней означает, что перед нашими детьми будет стоять необходимость постоянного переобучения и развития в течение всей жизни.
– Как ваши решения помогают школьникам в образовательной деятельности?
Ольга Ломбас: – Решение робототехнических задач позволяет детям увидеть связь законов физики, математики, информатики и других предметов между собой. Уровень понимания картины мира переходит на новую ступень, более высокую.
Решая реальные задачи в проектах, ребята «вынуждены» возвращаться ко всему спектру школьных предметов на новом уровне мотивации.
К примеру, когда дети учатся управлять простым мобильным роботом, они усваивают массу важнейших базовых понятий: скорость, ускорение, инерция, путь, угол, трение, рычаг и т.д. Так закладывается основа будущих инженерных компетенций и профессий.
На практике дети могут увидеть, что такое длина окружности и для чего ее нужно вычислять, найти число Пи, узнать, что такое отрицательные числа, понять, как погрешность вычислений и измерений влияет на результат.
Когда в курсе информатики ребята дойдут до раздела «программирование», они уже точно будут представлять себе, что такое переменная, цикл, ветвление, массив.
Будут понимать, как строится структура программы, знать некоторые алгоритмы и уметь мыслить структурно.
Стоит отметить, что в послании Федеральному собранию 2018 года президент Владимир Путин уделил особое внимание развитию робототехники в современной системе образования как одного из ключевых направлений развития общества.
– Как рано дети могут и должны обучаться «языку машин»?
Том Холл: – Результаты научных исследований указывают на то, что наибольшее воздействие на дальнейший жизненный путь ребенка оказывается в его раннем возрасте.
В первые 3 года мозг человека развивается наиболее быстрыми темпами.
Более того, дети в возрасте от четырех до шести лет находятся на пике развития широты диапазона критически необходимых функций, связанных с возможностями ребенка обучаться в течение всей жизни, что способствует усвоению знаний на более глубоком уровне и увеличению количества приобретаемых навыков.
Когнитивные навыки, такие как гибкость мышления, формируются в ходе обучения решению комплексных задач, а выстраивание эффективных стратегий, которые помогают идентифицировать верные решения, являются ключевыми для обучения цифровым языкам будущего.
Мы уверены, что креативные навыки, такие как умение презентовать идеи, выразить их и трансформировать в реальность, также являются основополагающими.
Умение распознавать ассоциативные ряды и передавать опыт другим людям – важнейшая составляющая набора навыков будущего, необходимая для развития математического мышления.
Мы применяем целостный (холистический) подход к детскому обучению и развитию и считаем, что детям будет необходим более широкий набор навыков, что в свою очередь вдохновляет нас при разработке образовательных решений LEGO®Education.
– Какие образовательные программы LEGO Education может предложить детям и школьникам?
Ольга Ломбас: – Наиболее популярными технологическими решениями LEGO Education в области робототехники являются образовательные платформы LEGO MIND STORMS Education EV 3 и LEGO Education We Do 2.0.
В состав LEGO MIND STORMS Education EV 3 входят микрокомпьютер, моторы и различные датчики, а также программное обеспечение и методические пособия, включающие в себя учебные курсы по основным точным и естественно-научным учебным дисциплинам основной школы, модуль для ведения экспериментальной деятельности, встроенный редактор контента.
Эта платформа является универсальной и межпредметной и дает бесконечные возможности для разработок во многих областях и научных направлениях.
LEGO Education We Do 2.0 – максимально настраиваемое образовательное решение для начальной школы, позволяющее охватить широкий круг образовательных задач в рамках курсов информатики, окружающего мира, технологии и математики.
– Каковы роли родителей и учителей в процессе развития данных компетенций у детей?
Том Холл: – Естественно, что роли родителей и учителей в развитии ребенка являются ключевыми, поскольку именно они суть проводники позитивного социального взаимодействия – основа для полноценного развития детей.
Социальное и эмоциональное развитие детей зависит прежде всего от взаимодействия со своими родителями или другими заботливыми взрослыми/учителями, особенно в самом раннем возрасте. Позднее (в детстве, отрочестве и юности) дети больше ориентируются на своих ровесников.
От того, как мы учимся (не путать с тем, чему мы учимся!), что мы чувствуем по отношению к практикам обучения и нормам поведения, которые на нас накладывает окружающая социальная среда, зависят наши возможности учиться новому и процветать в жизни.
– Известно, что Всемирная олимпиада по робототехнике проходит на базе решений LEGO Education. Расскажите о целях и задачах соревнования.
– Да, Всемирная олимпиада по робототехнике World Robot Olympiad (сокращенно WRO) является ежегодным международным турниром для школьников и студентов от 10 лет до 21 года и включает соревнования LEGO-роботов в трех разных категориях: основная, творческая и футбол роботов.
В олимпиаде принимают участие дети со всего мира, которые победили в отборочных этапах в своей стране.
Российским этапом WRO является Всероссийская робототехническая олимпиада, организованная Университетом Иннополис в Республике Татарстан.
Для участия в международном этапе WRO российские школьники и студенты должны сначала пройти отборочные региональные этапы, а затем стать победителями во всероссийском туре.
Цели, которые глобальные и региональные офисы WRO ставят перед собой:
- выявление и развитие у детей и молодежи творческих способностей и интереса к научно-технической деятельности,
- развитие у них навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач,
- повышение престижа профессий в сфере информационных технологий среди молодежи.
Компания LEGO Education придерживается подобных целей. Именно поэтому соревнования WRO проходят с использованием наших робототехнических решений с момента основания Олимпиады в 2004 году.
Решения LEGO Education уже не раз принимаются мировым образовательным робототехническим сообществом как лучшая соревновательная база.
Это база, которая позволяет не только маленьким детям погрузиться в мир робототехники, но и предоставить серьезным инженерам простой и доступный инструмент проектирования и отладки проектов.
Гюнель Мамедова