«Ромео и Джульетта» эпохи постмодерна
Почему этот фильм, снятый в 1996-м, стоит посмотреть родителям вместе с детьми – понятно. Это же Шекспир! Да еще и перенесенный на современную почву. Такой прием стал популярным довольно давно: достаточно вспомнить «Бурю»Джуди Теймора с Хелен Мирен в роли волшебника Просперо, «Тита Андроника» с Энтони Хопкинсом или «Ричарда III», в котором действие перенесено в 30-е годы ХХ века. И это далеко не все примеры.
Этот фильм (как вы можете догадаться) – о Ромео и Джульетте, которые полюбили друг друга и, как водится, умерли в один день. Но все это происходит в современности.
Монтекки и Капулетти тут – противоборствующие мафиозные кланы. А вместо шпаг – пистолеты. Да, и последний монолог про «чуму на оба ваших дома» произносит дикторша в телевизоре.
Как написал один известный кинокритик, фильм Бэза Лурманна – это Ромео и Джульетта эпохи постмодерна. Нужно признаться, что мы живем в мире постмодернизма. Смешиваются все культуры: высокое и низкое, культура и быт. Исчезает понятие «расы»: черные, белые, желтые вперемежку снуют по улицам западных городов, рожают детей, таким образом, символом времени становится метис. Исчезает понятие «пространства»: мало того что летают самолеты, так возник Интернет – к 1997-му у нас, впрочем, еще малодоступный. Жили мы были – и вдруг стали единым потоком.
Бэз Лурманн в «Ромео и Джульетте» убивает и понятие «времени».Его Верона – это мегаполис, подобный Чикаго. Нет знаменитой любовной сцены на балконе – зато есть сцена в бассейне. Чернокожим оказывается ближайший друг Ромео – Меркуцио. На балу у Джульетты Меркуцио еще и одет женщиной, то есть он к тому же – трансвестит.
Джульетта – не красавица, а классическая girl-next-door (обычная хорошая девушка, живущая по соседству).
Всё это так, но текст, который произносят герои, остается при этом шекспировским. И «Ромео и Джульетта» оказывается трагедией наших дней.
Знаковым является и то, что Ромео слегка голубоват. Дело в том, что в мире все смешалось, и голубоватый Ромео, любящий при этом девушек, один из его новых символов.
До и после «Титаника»
«Титаник» появился только через год после «Ромео+Джульетты», к концу 1997-го. До этого момента Ди Каприо еще позволял себе рискованные роли. Ладно, легкая голубоватость его Ромео. Незадолго до того он снялся в роли и вовсе голубого поэта Рембо в фильме Агнешки Холланд про Рембо и Верлена «Полное затмение». А также – в обаятельном фильме «Кафе Don’s Plum» режиссера со странным именем РД Робб. В итоге после «Титаника» под влиянием продюсеров Ди Каприо пытался запретить публикацию в прессе некоторых откровенных кадров из «Полного затмения» (где сыграл одну из своих лучших ролей). И вместе с Джерри Магуайром препятствовал выходу в США Don’s Plum, объявив фильм через адвокатов экспериментальным экзерсисом, который снимали для себя, а не для публики. Между тем Don’s Plum – приятное черно-белое, словно бы любительское кино про мальчиков и девочек, которые гробят время в забегаловке, курят, пьют американские коктейли, в которых даже спиртометр не обнаружит ни капли алкоголя, но почему-то при этом напиваются, болтают о любви и сексе, дерутся, мирятся. Картина о новом потерянном поколении.
Фильм «Ромео+Джульетта» стал известен только благодаря тому, что в Европе права на него выкупила студия Ларса фон Триера Zentropa – и выпустила в прокат.
Говорят, что режиссер фон лично сидел за монтажным столом и доделывал фильм. Если это и легенда, то весьма эффектная.
Шекспир как наш современник
В общем, осовременивание Шекспира лучше, чем жизнь без него. Но… Как известно, кодекс чести людей той эпохи был совсем другим по сравнению с современным (если он вообще сегодня существует). А фильмы, в которых действие из прошлого перенесено в современность, этого не учитывают. Когда-то Юрий Лотман в серии передач на канале «Культура» «Беседы о русской культуре» пытался обратиться к своим современникам, рассказывая о том, что сознание людей конца ХYIII – первой половины ХIХ века кардинально отличалось от сознания людей современных. И пытался объяснить своим зрителям-слушателям, каким оно было у дворянина того времени. Я помню это и по выступлениям Лотмана для студентов на филфаке МГУ, где тогда училась. Ну, это к вопросу об осовременивании, о том, насколько это имеет смысл. И возможно ли, перенося «голый» сюжет Шекспира на современную почву, привить любовь к великому англичанину (споры о том, кем на самом деле был Шекспир, до сих пор будоражат умы исследователей). Адекватно ли это нашему восприятию любви-вражды-ненависти?
Во всяком случае, «Ромео+Джульетта» рождает разнообразные мысли по этому поводу. А это всегда полезно. Да и увидеть совсем еще молодого Ди Каприо, впоследствии ставшего очень большим серьезным актером – сплошное удовольствие.