Качество образования // Тема дня

Изучение национальных языков в школе: добровольно или принудительно?

В апреле депутатами Госдумы был внесен проект поправок в Закон «Об образовании в РФ», который устанавливает преподавание государственных языков республик РФ на добровольной основе, а изучение родных языков – с учетом потребностей школьников и их родителей. Еще не рассмотренный даже в первом чтении законопроект вызвал большой резонанс.

Изучение национальных языков в школе: добровольно или принудительно?
Фото: dropi.ru

Рассмотрим небольшую предысторию этого вопроса.

20 июля 2017 года в Йошкар-Оле состоялось заседание президентского Совета по межнациональным отношениям.

Заявление Президента

В своем выступлении Владимир Путин констатировал, что «русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны», и «его знать должен каждый». При этом он подчеркнул: «Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России.

Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».

Острее всего вопрос об обязательном двуязычии встал в Татарстане, где попытки властей разобраться с изучением татарского и русского языков поссорили родителей, учителей и школьников. Примечательно, что отказы от изучения татарского языка писали не только русскоязычные, но и татарские семьи. Один из аргументов – большая дополнительная нагрузка на школьников: по пять часов в неделю русского и татарского, включая литературу.

Выступление Президента послужило сигналом к массовым проверкам Прокуратуры республики полутора тысяч школ Татарстана. Оказалось, что только в 24-х преподавание русского языка соответствует предъявляемым требованиям.

Были уволены многие учителя татарского языка, а оставшихся переквалифицировали в преподавателей родного языка и литературы.

29 ноября прошлого года прокурор республики Илдус Нафиков заявил о завершении проверки и переходе преподавания татарского языка на новую систему — по два часа в неделю в качестве предмета по выбору. Вместе с тем в 2017 году выпускники Татарстана сдали ЕГЭ по русскому языку лучше, чем в большинстве регионов страны. Разница с Москвой составила всего 0,7 балла.

Язык в законе

Какие права на изучение национальных языков дает действующее законодательство, и почему понадобились поправки в Закон «Об образовании в РФ»?

Конституция Российской Федерации (статья 26) гарантирует право на свободное пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Кроме того, республикам в составе Российской Федерации гарантировано право на установление собственных государственных языков наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68).

Статья 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает:

  • право преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации;
  • право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации;
  • право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе, выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Законопроектом предлагается уточнить, что:

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

А право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) - на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

«Каждому свой язык, но по доброй воле»

Мы спросили одного из авторов законопроекта, первого зампреда комитета по образованию и науке Олега Смолина, о том, что его сподвигло присоединиться к авторам документа.

Приводим его дословный комментарий:

«Смысл законопроекта заключается в том, что изучение национальных языков в республиках переносится из части обязательной в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Другими словами, законопроект не мешает титульным народам изучать свой родной язык, но мешает заставлять это делать нетитульные народы, прежде всего, русских.

Почему я присоединился к этому законопроекту? У меня много обращений из Татарстана, есть из Башкортостана, в них русские жалуются на то, что их заставляют изучать национальный язык, и поэтому они не могут изучить русский язык так, как они этого хотят.

Я понимаю, что русским в Татарстане или Башкортостане весьма полезно изучать национальные языки, поскольку им жить вместе с титульными народами. Но я думаю, делать это надо на добровольной основе, а не принуждать. В этом смысле я разделяю позицию Президента Путина.

Чего опасаются национальные республики?

Я думаю двух вещей: во-первых, они не хотят, чтобы кто-то вмешивался в их дела, связанные с национальным языком.

Пока по действующему закону изучение национальных языков регулируется исключительно субъектами РФ – в данном случае, национальными республиками. Какие хотят правила, такие они и устанавливают.

Во-вторых, от своих коллег из республик я часто слышу такой аргумент: если мы перестанем в обязательном порядке изучать национальные языки в школе, люди титульных национальностей перестанут это делать.

И тогда мы можем потерять язык и национальную культуру. Это опасение мне понятно.

Скажу больше: нам надо было бы расширить возможности изучения национальных языков вне национальных республик.

Например, в своей Омской области я неоднократно предлагал расширить возможности изучения татарского, казахского, немецкого и украинского языков. И думаю, что так было бы правильно, если учесть, что нас эти национальности по численности занимают второе место после русских.

Принудительное изучение русскими и другими нетитутльными народами языков национальных языков – это слишком большая плата за то, чтобы представители титульной национальности изучали свой язык.

Мой прогноз: законопроект быстро принят не будет. Он является предметом бурных дискуссий. В настоящее время мы ищем варианты, которые могли бы «накормить волков» и «сохранить овец».

Один из таких вариантов заключается в следующем: надо в школьных стандартах внятно прописать обязанность изучать русский язык как государственный и право на изучение родного языка. Тогда, скажем, в Татарстане русский язык как государственный будут изучать все, родной язык (татарский) будут изучать татары, а русский – русские.

Вопрос находится в состоянии дискуссии».

Дискуссия становится бурной

24 мая по итогам бурного обсуждения депутаты Госсовета Татарстана проголосовали за отклонение данного законопроекта, а также выступили с предложением о продолжении консультаций с федеральным центром по этому вопросу.

«Даже в начальных классах детей начинают отдалять от родного языка. Это же язык матери, язык родителей. Невозможно передать возмущение словами», – сказал государственный советник президента РТ Минтимер Шаймиев.

За месяц до этого, 25 апреля, Госсовет Татарстана принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором, в частности, сказано:

«Государственный Совет Республики Татарстан считает, что необходимо сохранить право изучения родного языка в обязательной части образовательной программы для всех народов России, а также исключить неопределенность в организации преподавания и изучения государственных языков республик, определив федеральными государственными образовательными стандартами обязательность их изучения».

Однако законопроект касается всех национальных регионов, и в большинстве из них в отличие от Татарстана власти активной позиции по языковому вопросу не занимают.

Сейчас большинство республик не пользуются правом устанавливать свой государственный язык в качестве обязательного для изучения. Преподавание в школах там ведется, а законодательной нормы об изучении языка «титульного» народа всеми учащимися независимо от национальности, как это было в Татарстане, нет.

Тем не менее законодательная инициатива встретила резкое неприятие со стороны представителей разных народов и республик Российской Федерации. Так, была создана инициативная группа из представителей народов Поволжья, Кавказа, Сибири, которая приняла обращение к президенту России и разместила петицию, собравшую уже более 18 000 голосов.

Обращение отправлено Владимиру Путину через официальный ресурс администрации президента. Написаны письма депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации, в Министерство образования и науки, иные профильные ведомства, но пока идут типичные отписки.

Активно высказывается общественность Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Саха (Якутии), Бурятии и Дагестана, Северной Осетии, Татарстана и Башкортостана, принимаются новые гневные обращения и петиции.

В Чувашии потребовали отозвать депутатов, подготовивших этот законопроект и представляющих эту республику в Госдуме. Башкирский Курултай призвал объединиться народы в борьбе за свои языковые права.

В своем интервью порталу РАПСИ руководитель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов подчеркнул, что изменения в закон об образовании, которые касаются изучения государственных языков российских регионов на добровольной основе, примут только тогда, когда все формулировки документа поддержат все без исключения. В том числе — представители руководства национальных республик.

Эксперты обсудят законопроект ещё до первого чтения.

«Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка», — пояснил Вячеслав Никонов.

Он считает, что все подзаконные акты, которые будут приняты в связи с поправкой, нужно представить уже ко второму чтению, а не к третьему, как это предусмотрено регламентом Госдумы. По словам политика, это обусловлено необходимостью детально проанализировать то, как законопроект будет соотноситься с образовательными программами.

Глава комитета отметил также, что есть предложение о создании специального фонда, который дополнительно будет заниматься поддержкой национальных языков и подготовкой учебных пособий по целому ряду языков.

Приводим мнения экспертов по этому непростому вопросу.

Артем Малых, активист, член инициативной группы "За сохранение родных языков в обязательной части учебных планов общего образования":

Принятие этого законопроекта, по моему мнению, негативно скажется как на всей системе национального образования, так и на текущем статусе, функционировании и будущем нерусских языков России.

Дело в том, что этот законопроект не только переводит уроки государственных языков республик РФ из обязательной части в вариативную, но и делает аналогичное с уроками родных языков.

Положение нерусских языков народов России сейчас крайне уязвимое: они практически не представлены в общественной сфере, и школа остается, по сути, единственным общественным институтом, где данные языки в той или иной степени имеют своё место.

Исключение уроков государственных и родных языков из обязательной части учебной программы будет означать фактически отказ государства гарантировать воспроизводство и поддержку данных языков.

Социолингвистической аксиомой является такой факт: если малый язык не представлен в школе, его ценность и значимость падают в глазах представителей самого этого языкового сообщества.

Виталий Сигильетов, студент Будапештского экономического университета

1. Сам сейчас говорю на двух языках в ежедневном общении (русский, венгерский), пользуюсь время от времени двумя языками (хантыйский, английский), учу в университете ещё один язык (испанский). Одним и только одним языком невозможно жить в настоящее время.

2. Сейчас XXI век, время технологий, и в настоящее время 99% людей проводят время в социальных сетях. Чтобы пользоваться родным языком (также для тех, кто знает и для тех, кто только хочет начать его учить) можно всё установить в телефон, у меня некоторые приложения на русском/венгерском/английском. Сам себе сделал клавиатуру хантыйскую и теперь могу хоть куда и хоть кому написать: Ӄойләмнӫӈйимӛӈӄотәлсэмӓпитӄӓлӛӈ! (С Днём Рождения), а телефон сам на испанском. Значит, языком можно пользоваться, он может жить и можно с его помощью общаться.

3. Про сам вопрос о преподавании национальных языков в школах.

Сейчас такое время, что чем больше языков знает ребенок, тем лучше не только для его умственного развития.

Но и для его будущего: дополнительный язык может стать его выигрышем при тех или иных обстоятельствах.

4. Россия - уникальная страна, настолько многонациональная, что сам Бог дал нам это преимущество - общаться на разных языках, познавать наши культуры и тем самым обогащаться внутренне, то есть становиться сильней изнутри, и наше общество будет при этом очень гармоничным.

5. Стоит, наверное, провести общее анкетирование, как на бумажных носителях, так и на сайтах государственных учреждений, как в городах, так и в сёлах, как в школах, так и в университетах.

Тут необходимо коллективное обсуждение, чтобы понять, что можно сделать в этой сфере, и чтобы все изменения были полезными для всех сторон.

6. Может быть, в университетах, где есть национальная филология, журналистика, следует сделать обязательным изучение национальных языков. Ведь за каждым языком - культура, традиции, обряды, мировоззрение и душа народа, что есть его уникальность и многогранность (на примере нашего хантыйского языка).

Виктор Басюк, вице-президент РАО:

Основным государственным языком у нас является русский, и если мы хотим сохранить единое образовательное пространство на федеральном уровне, то, конечно, основное обучение должно вестись на русском языке. Однако в условиях многонациональной страны школьники должны изучать государственные языки республик, поскольку на них ведется документооборот и т.д.

А что касается национальных языков, то в данном случае их изучение должно осуществляться на добровольной основе. Например, в Татарстане многонациональные классы, но для всех обязательными для изучения должны быть русский язык как государственный в масштабах страны и татарский язык как государственный в пределах республики, но при этом:

У каждого ребенка должно быть право выбора в изучении родного языка.

Ксения Зарипова, учитель татарского языка и литературы школы г. Инннополис республики Татарстан:

У меня в дипломе записано, что я учитель татарского языка и литературы, но теперь у нас такого понятия не существует: нас называют учителями родного языка и литературы.

Я считаю, что родные языки должны быть в обязательной части учебного плана.

Если они перейдут в вариативную часть учебного плана, все эти предметы будут изучаться факультативно, и тогда родителям придется покупать учебники за свои деньги, и все эти уроки будут стоять последними в расписании или преподаваться только по субботам. Дети на такие занятия, как правило, не приходят.

Таким образом, школьники, изучающие родной язык, окажутся в невыгодном положении по сравнению с другими.

Сейчас у нас в школе на изучение родного языка и литературы выделяется всего 1 час в неделю в начальной школе. За это время ребенок не в состоянии выучить даже самые элементарные правила. Я как мама отстаиваю право моего ребенка на изучение родного языка в обязательной части программы.



Новости





























































Поделиться