– На межрегиональной конференции «Эврика-Авангард-2018» обсуждалась программа НИУ ВШЭ и Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования». Какие задачи, поставленные авторами программы, наиболее близки вашему лицею?
– Как показывает опыт, общие задачи, поставленные внешними структурами, каждой образовательной организацией трансформируются в соответствии с теми условиями, в которых она работает.
В своем выступлении на конференции Александр Изотович очень хорошую фразу сказал: «Я физик и могу на любом законе ребенку нарисовать картину мира». Вот так и мы можем получить эффект от выполнения любой задачи, где-то ее трансформируя, где-то реализуя полностью.
– Принимает ли Красноярский край участие в проекте по регионализации образования?
– Нет, Красноярский край пока не участвует в этом. Здесь тоже нужно смотреть на каждый конкретный регион.
Невозможно всех причесать под одну гребенку. Надо посмотреть на результаты эксперимента.
Одно дело, если разные субъекты с разными условиями покажут одинаково положительные результаты.
А если разные регионы с разными условиями покажут разные результаты, тогда надо будет разбираться, отчего передача школ с муниципального на региональный уровень не принесла ожидаемых эффектов.
– А насколько привлекательна для вас Стратегия развития московского образования? Применима она ли она в ваших условиях?
– Очень трудно сейчас сказать.
Мы разработали концепцию развития нашего лицея до 2025 года.
Главное ее совпадение с московской стратегией – это цель: воспитание конкурентоспособного выпускника.
– Вас не пугает такое рыночное слово?
– Нет, не пугает. Потому что сейчас другие ребята. Они по-другому смотрят на жизнь.
В апреле в Красноярске проходил экономический форум, где выступали наши учащиеся. Наш лицей – единственный из всех образовательных учреждений города, который уже в третий раз берет на себя такие обязательства – включать образовательную тему в повестку экономического форума для обсуждения.
Детей даже пригласили выступить с докладом на пленарной части. Их слушали с большим интересом.
У нас есть дополнительная образовательная программа для старшеклассников «Экспедиция в будущее», с помощью которой ребята могут просчитать свои профессиональные перспективы в соответствии с геополитическими и географическими возможностями региона.
Что важнее сейчас? Что будет завтра? Поэтому они должны быть конкурентоспособными людьми.
И еще: ни для кого не секрет, что в ближайшем будущем по причине роботизации многих технологических процессов 45% людей потеряют работу.
В конкретных отраслях и профессиях останутся только творческие люди, которые будут создавать что-то необыкновенное, эксклюзивное и новое, и те, которые возьмут на себя функции ремесленников в хорошем смысле этого слова.
Творческие люди будут создавать свои маленькие рыночные сообщества.
Мы к этому своих ребят готовим, но не претендуем на то, чтобы это делали все образовательные учреждения.
– Одна из основных проблем сегодня – разные финансовые возможности школ: иногда очень резко отличается их материальное обеспечение и зарплаты учителей в зависимости от региона. Как эту разницу нивелировать?
– Надо зарабатывать деньги. Три филиала нашего лицея занимаются платными услугами для учащихся города Красноярска.
Спектр оказываемых услуг широк: это предшкольное образование, робототехника, искусство, иностранные языки вплоть до корейского и так далее...
Кроме этого, мы выигрываем гранты – местные, краевые.
Недавно получили президентский грант, который направлен на создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время инициативная группа родителей ремонтирует помещение для обучения этих ребят.