Качество образования // Статья

Надежда Муха о том, кто является собственником человеческого капитала

Тьютор, будучи посредником между человеком в настоящем и им же в будущем (его потенциальными возможностями), ставит вопрос: а кто является собственником человеческого капитала, который он наращивает?
  • 23 мая 2018

Надежда Муха о том, кто является собственником человеческого капитала

По следам Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом». Сегодня своими впечатлениями делится Надежда Муха, заместитель директора по инновациям и научно-методической работе школы «Эврика-развитие», г. Томск

Здесь впервые в России стала применяться практика тьюторского сопровождения учащихся. У педагогов этой школы свой взгляд на проблемы современного образования.

Кто является собственником человеческого капитала?

На конференции обсуждалась программа «12 решений для нового образования». Какие идеи этой программы Вам особенно интересны, что Вы можете использовать в своей работе?

Мы давно используем принцип: инициативность человека, самостоятельность – это то, что он должен пережить, испытать, а мы, педагоги, организуем тот уклад, то содержание, ту деятельность, которые приведут к необходимым результатам.

Если, например, обсуждать проблему человеческого капитала, заложенную в программе «12 решений», то наша школа, практикующая индивидуализацию и тьюторство, открывает еще одну грань этой темы.

Тьютор, будучи посредником между человеком в настоящем и им же в будущем (его потенциальными возможностями), ставит вопрос: а кто является собственником человеческого капитала, который он наращивает?

И если мы говорим о том, что собственником человеческого капитала является государство, производство, предприятие, еще какие-то системы, тогда мы работаем в логике подготовки, или некоего «квалифицирования» человека для жизни в производственно-экономических системах.

Если же мы говорим, что работаем на то, чтобы человек сам был собственником своего человеческого капитала, то тогда мы как раз имеем в виду развитие субъектности человека – тех качеств и компетенций, с помощью которых он может менять себя и мир вокруг себя: ситуацию, отношения, территорию, социальные и экономические системы… И это совершенно другой подход к размышлениям о человеческом капитале, на наш взгляд, как раз тьюторский.

Мне кажется, и на этой конференции, и в дальнейших размышлениях о судьбах и реформах системы образования две эти разные вещи не нужно путать. Более того, следует понимать, какие принципы и методы приводят к одному результату, а какие – к другому.



Новости





























































Поделиться