Шесть дней интересных встреч и знакомств, сложных практических испытаний, мозгового штурма и экскурсий, по мнению организаторов, не пропали даром.
Победители и призеры заключительного этапа всероссийских конкурсных испытаний смогут поступить без экзаменов в любой вуз страны на направление, соответствующее профилю олимпиады.
Школьники нашей страны не случайно с особым вниманием относятся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Ведь стремительно развивающиеся технологии современного мира все чаще бросают нам вызов в виде стихийных бедствий, техногенных аварий и экологических катастроф.
На уроках ОБЖ ребята учатся распознавать и оценивать вредные и травмирующие факторы среды обитания человека, изучают способы эффективной защиты, осваивают варианты безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и учатся оказывать первую помощь.
В рамках теоретического и практического туров 209 учеников 9–11-х классов из 55 регионов России боролись за право стать победителями олимпиады.
По завершении соревнований мне довелось побеседовать с заместителем директора Городского методического центра Департамента образования г. Москвы Николаем Викторовичем Антоновым.
– Николай Викторович, как часто Вы присутствуете на Всероссийских олимпиадах школьников и какие особенности можете отметить в проведении олимпиады по ОБЖ?
– На таких мероприятиях я присутствую вот уже пять лет подряд. В этом году входил в состав жюри олимпиад по физической культуре, технологии и ОБЖ.
Олимпиада по Основам безопасности жизнедеятельности практикоориентированная.
Полоса препятствий была направлена на выполнение ребенком таких заданий, которые в первую очередь не нарушали бы его личную безопасность.
Каждому конкурсанту необходимо было рассчитать время на выполнение задания и по мере прохождения испытаний принимать взвешенные решения.
Участники соревнований показывали умения в оказании помощи пострадавшим, проходили через «минное поле», спасали утопающего, тушили возгорание, шли через зону химического заражения и т.д. Иногда какой-то этап пропускали, получая за это меньшее количество баллов.
– Имеете ли Вы непосредственное отношение к вопросам безопасности в образовательной среде?
– Да. Я отвечаю в Москве за содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Также являюсь председателем клуба учителей ОБЖ Центра обеспечения безопасности жизнедеятельности города Москвы.
Не секрет, что к дисциплине ОБЖ многие относятся с иронией. Но, как показывает практика современного мира и сводки ежедневных новостей, нам необходимо не только обучать детей основам безопасности, но и воспитывать в них чувство ответственности за свое поведение.
Часто ребенок вроде бы знает, что опасно, понимает, что нельзя делать, но делает. Например:
Нельзя переходить дорогу на красный цвет, но он переходит. Соответственно, наша задача состоит не только в том, чтобы научить ребенка так не поступать, но и воспитать культуру безопасности.
Олимпиада по ОБЖ призвана привлечь внимание к такому роду вопросам. Независимо от уровня соревнований – школьного, муниципального, регионального, всероссийского – ребята получают и затем демонстрируют необходимые навыки, так что в стрессовой ситуации, я уверен, они сделают все правильно.
– Самое главное – чтобы ребенку было интересно. Если ему захочется приходить на учебный предмет, то и результат будет соответствующий. Учитель должен стать той фигурой, которая сможет направить, помочь школьнику с определением дальнейшего выбора в жизни.
Московская электронная школа разработала сценарий каждого занятия ОБЖ и тысячи различных дополнительных материалов, качественного контента для построения урока самим учителем, чтобы заинтересовать учеников изучением этого предмета.
Уверен, в современном цифровом мире детям гораздо интереснее использовать планшет, цифровое оборудование. Традиционный подход к проведению уроков уходит на второй план.
Необходимо учитывать тенденции, которые сложились за последнее время в стране, в мире в области безопасности, и практически направлять, развивать детей.
Регина Гурина