Каждая из них предлагает уйму контента и различные возможности интеграции в процесс обучения в школах. На прошедшем 18 апреля в рамках ММСО круглом столе «Онлайн-среды для учителя: как и зачем интегрировать их в учебный процесс» представители крупных образовательных онлайн-площадок России и учителя обсудили эти важные темы.
Тон обсуждению проблематики онлайн-образования задали учителя, приехавшие на ММСО из регионов. В первую очередь их интересовало, на чем должен основываться выбор онлайн-площадок, на какие параметры стоит обращать внимание, как выстраивать работу с их разработчиками.
Для многих присутствующих ответы были очевидны: большинство онлайн-инструментов находятся в открытом доступе и снабжены понятными руководствами. Однако это только подчеркнуло разрыв между столичными и региональными образовательными учреждениями.
В Москве онлайн-площадки пользуются гораздо большим спросом, именно в столице накоплен значительный опыт работы с ними.
Но если даже не брать во внимание постепенно устраняемую разницу в оснащенности школ, то на повестке все равно остаются вопросы о месте онлайн-ресурсов в учебном процессе.
Цели онлайн-ресурсов
Анастасия Горелова («Новые облачные технологии») назвала определяющим качеством онлайн-среды легкость работы с ней: чем проще в использовании ее инструментарий, тем легче осуществляется ее интеграция в школьную жизнь.
Руководитель направления стратегического развития информатизации сферы образования Департамента информационных технологий г. Москвы Александр Лямин обратил внимание на электронные ресурсы как дополнительные источники получения знаний.
«Большинство онлайн-сред не стремятся заменить собой школу и при этом являются эффективными помощниками», – подчеркнул А. Лямин.
В качестве примера он привел «Московскую электронную школу», которая позволяет учителям выкладывать и скачивать методические руководства и сценарии, сокращающие время на подготовку уроков, проводимых по новейшим образовательным системам.
Павел Арсеньев, исполнительный директор проекта InternetUrok.ru, отметил, что понятный интерфейс вместе с продуманным контентом делают использование онлайн-технологий в обучении успешным и одинаково полезным для учителей и учеников.
С помощью видео, конспектов, тренажеров преподавательский состав может меньше времени тратить на рутинную часть занятий, а дети – получать дополнительные знания и возможность учиться удаленно.
Также он перевел обсуждение в русло вопросов, касающихся непосредственно школьников.
Взвешенный контент
«Важно, чтобы дети были увлечены образовательным процессом, – говорил Павел Арсеньев, – для этого нужно, чтобы, во-первых, уроки решали задачи из реальной жизни учеников, и, во-вторых, чтобы ученики имели возможность заниматься в своем, а не в усредненном классом темпе».
Учитель начальных классов московской школы № 1788 Анфиса Шоломицкая, основываясь на собственном опыте, подтвердила, что онлайн-ресурсы усиливают заинтересованность детей в учебе: «Мы и выбор площадок делаем, исходя из запросов учеников».
По мнению преподавателя А. Шоломицкой, «в начальной школе необходимо использовать контент, снабженный богатым визуальным материалом, а для старшеклассников важна информативность».
Игры и поощрения
Также на круглом столе выяснилось, что на вовлеченность детей в учебный процесс положительно влияет привнесение игровых технологий.
Задания, за которые дети получают электронные медали, кристаллы и тому подобное, пользуются большим успехом и решаются ими с большим рвением.
Интерес вызвала и модель онлайн-тренажеров, подстраивающихся под способности конкретных учеников: чем быстрее ученик осваивает материал, тем относительно более сложные задания выдаются ему в дальнейшем.
В целом участники круглого стола пришли к выводу, что используемые в школах онлайн-ресурсы прежде всего должны учить детей думать, общаться, совместно работать, помогать им не просто усваивать предметы, но получать компетенции, которые пригодятся при выборе вуза и дальнейшем трудоустройстве.