Без рубрики // Аналитика

Старшеклассники ценят семью, но разведутся в первые три года

Исследования специалистов НИУ ВШЭ показали, что, несмотря на распространенные суждения о кризисе семьи, у российских подростков семья остается главной ценностью.

Старшеклассники ценят семью, но разведутся в первые три года

Анкетный опрос более чем 5500 старшеклассников от 14 лет подтвердил – семья имеет первостепенное значение для 72,5% респондентов. Вместе с этим образ родителей не расценивается как пример для подражания – для 58% молодежи семья их родителей не является ориентиром. Мы спросили у психологов, специализирующихся на семье и детстве, в чем же дело и нет ли в этом противоречия.

Практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт Ольга Гуманова считает такие цифры естественными, ведь за всю человеческую историю ничего лучше и универсальнее семьи не изобрели. Однако молодые люди считают, что традиционную модель не стоит брать на вооружение как готовую, и пытаются выработать свою, из-за чего семьи создаются гораздо позже.

Как мама — не хочу

Детский и семейный психотерапевт Анна Владимирская утверждает обратное, что подростковые образы будущего еще неоднократно поменяются: мысли о семейных отношениях и фактическое поведение в семье часто не совпадают. Это до некоторой степени объясняет высокую статистику разводов в первые годы супружества. По мнению Анны Владимирской, молодые люди не представляют себе всей сложности процесса построения отношений.

Неготовность молодежи к браку — результат активного тиражирования шаблонных и нереалистичных образцов личного счастья.

Первые браки приносят разочарование. Причину случившегося разведенная пара видит в неудачном выборе друг друга, не понимая, что отказываться нужно было не от брака, а от собственных ожиданий.

Спешить нельзя ждать

Нет сомнений, что современный нам мир лишился традиций как инструментов взросления людей. Многие люди, вступая в брак, психологически остаются детьми. По словам Ольги Гумановой, основная проблема молодежи в нашей стране – не легкомысленное отношение к браку, а перегруженность ответственностью за этот брак.

Многие мужчины откладывают женитьбу до позднего возраста, чтобы успеть обеспечить и полностью «упаковать» жену и ребенка.

«Мужчины часто ставят перед собой нереалистичные цели, тогда как на самом деле все гораздо проще и реальнее, важно просто это увидеть», – отмечает экзистенциальный психотерапевт.

Эксперимент не для всех

66% из старшеклассников считают, что человека следует учить особенным семейным отношениям. Нужно ли создавать аналог НИИ ЧАВО по вопросам семейного счастья и обучать этому детей?

Ольга Гуманова выражает опасение, что насаждение идеалов сверху спровоцирует лишние споры в обществе, но молодежи нужно объяснять, что семья – более стабильная, безопасная и здоровая форма жизни. Психотерапевт подчёркивает:

Ты можешь попробовать приключения, свободные отношения, но обычно все это идет в том же ряду, что наркотики, алкоголь, риск жизнью и прочее саморазрушение... Это опасный эксперимент.

Детский психолог Анна Владимирская, наоборот, выступает за создание такой программы. Если этот курс будет грамотно построен, не будет скучным и формальным, то может стать полезным.

Послевоенная модель

Исследователи отметили в ответах подростков сильное материнское влияние и более положительные характеристики в противовес отцовским. Это похоже на послевоенную модель, когда мужчин стало меньше, потом ситуация изменилась, а модель продолжила работать.

Ольга Гуманова считает, что эта проблема мешает молодым людям построить здоровые отношения. «Традиционная роль отца и матери в семье – это ум и сердце. Но в нынешней модели женщина фактически бесполая, властная, контролирующая, берущая на себя функции и матери, и отца» – поясняет Ольга. Такая мать у мальчиков в дальнейшем «провоцирует страх женщин, а у девочек вызывает неосознанное желание найти любящего, понимающего мужчину – все то, чего мама ей не дала».

Лучший способ избежать властной фигуры матери – это разделение мужского и женского в семье, поляризация.

«Дети консервативны, – добавляет психолог, – они не понимают, что такое толерантность и равенство. Они хотят, чтобы мама была в юбке, а папа – с бородой, и оба исполняли традиционные роли».

«Чайлдфри» или многодетность

В отношении детей вне брака молодые люди ответили как традиционалисты, половина респондентов хочет иметь двух детей. Анна Владимирская отмечает, что современные подростки куда более прагматичные, чем старшее поколение, соотносят свои желания не с нормами, а с реальными возможностями.

«Доверие подростков к чужим людям, к социуму гораздо ниже. Они предпочитают опираться сами на себя, а семья – “свое”, с этим связан интерес к большому количеству детей. Кроме того, дети средней и старшей школы сегодня привержены здоровому образу жизни и более эгоцентричны. Это может давать и позицию “чайлдфри”, и многодетность», – поясняет детский психолог.

Источник поддержки

Конечно, в каждом обществе есть своя специфика: восточные культуры – более консервативные, западные – менее, но особенности человеческой психологии работают везде. Молодые люди, стремясь к личностному росту, естественным образом дистанцируются от родительской семьи, но нуждаются в ней как в источнике поддержки.

Самостоятельность куда легче себе позволить, если есть ощущение тыла за спиной. Потребность в надежности и опоре весьма актуальна для современного человека, что подростки тоже ощущают. Этим можно объяснить сохранение приверженности семейным ценностям, чего многие уже и не ожидали от нынешних детей.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube