– Ирина Геннадьевна, расскажите, как возникла идея введения подобной системы?
– Всё началось с того, что мы начали наблюдать, почему дети теряют мотивацию. Мы заметили, что отметки для них не главное, а важны коммуникативные навыки, то есть общение со сверстниками, с учителями. Получение «двоек», «троек» влияет на ребёнка достаточно негативно. Мы поняли, что при такой работе ребёнок усваивает материал и, что самое главное, запоминает его.
– Как в таком случае проходит процесс оценивания ученика?
– Конечно, учителя оценивают учеников. Процесс проходит следующим образом: в дневниках учителя пишут пояснения по каждому заданию. Например, ученик хорошо усвоил тему «Двойные прилагательные», но тему «Пунктуация» необходимо повторно изучить. Таким образом, происходит оценивание деятельности ребёнка.
Любое пояснение начинается с мотивирования ребёнка. Сначала отмечается потенциал ученика, затем педагог советует, на что необходимо обратить внимание, чтобы улучшить свою работу.
Ирина Осетрова, директор лицея № 9, г. Красноярск
Отметка ставится в конце четверти по результатам итоговой работы. Мы проводим контрольные, проверочные работы, тесты, и в обязательном порядке у нас есть образовательная игра, на которой уже проставляется отметка.
– Что такое образовательная игра?
– После всех проверочных работ мы проводим образовательную игру. Она рассчитана для 5-х, 6-х ,7-х классов. В этой игре присутствуют все предметы. Ребёнок может повысить свою итоговую оценку, продемонстрировав свою подготовленность, разобрав пояснения учителя, которые давались в течение учёбы.
– Получается, что в так называемой безотметочной системе всё же присутствуют оценки?
– Отметки – это цифры. Наша школа работает по стандартам образования России. У нас просто по-другому построена образовательная модель. С 5-го класса школьники выбирают форму обучения.
Ученик решает, каким образом изучать предмет: на уроке или в мастерской.
Например, литературу – через театральную деятельность, русский – через газету и так далее. Естественно, все работают по одной программе. Все также изучают правила, теории.
– Как отреагировали школьники на такую систему?
– У нас это уже не первый год. В течение семи лет мы преподаём по такой системе. У нас был выпуск. Дети довольны, потому что таким способом эффективнее проходит изучение материала. Родители тоже довольны, они понимают, какую тему ребёнок усвоил, а какую нет.
Наши выпускные классы раньше времени готовы к итоговой аттестации.
– Есть заметные результаты такой системы?
– В прошлом году мы выпустили 14 медалистов из 60 человек. Они поступили в ведущие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Хочу отметить, что дело не только в отметках, но и в социальных навыках, которые дети получают в процессе обучения.
Гюнель Мамедова